Водоснабжение и водоотведение: законодательное регулирование, взаимосвязь

Актуальные проблемы правового регулирования водоснабжения, водоотведения

Статья посвящена актуальным проблемам в сфере водоснабжения и водоотведения в части нормирования сброса сточных вод. Рассмотрены и проанализированы дополнения, и предложения в федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении». Изучены организации.

Ключевые слова

Текст научной работы

Мы хотели бы определить актуальные проблемы в сфере водоснабжени и водоотведения в части нормирования сброса сточных вод и разработать дополнения и предложения в федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении». По сути, у нас в законе остался один основной не урегулированный, но очень важный и болезненный вопрос, связанный с нормированием сброса сточных вод. В этом плане ведется достаточно долгая, напряженная работу, а местами даже – борьба с Минприроды, Росприроднадзором за современную, правильную систему нормирования сброса сточных вод. И в Правительстве, и в экспертном сообществе есть понимание, что рыбохозяйственные нормативы – это совсем не тот принцип нормирования, который целесообразно при- менять у нас в отрасли. Недавно был изучен опыт Дании в этом вопросе. Выяснилось, что даже образцовые копенгагенские очистные сооружения рассчитаны на менее жесткие природоохранные показатели по сравнению с очистными сооружениями Москвы или Петербурга. Европейская система нормирования, к которой мы стремимся, выглядит следующим образом. Водоканал отвечает лишь за очень ограниченное количество показателей. Это, прежде всего, азот, соединения азота, фосфора, БПК, ХПК и взвешенные вещества. Анализ статистики, которую изучали в течение прошлого года, показывает, что если по этим пяти показателям водоканал справляется, то по остальным показателям он априори делает максимум того, что возможно сделать. Что касается специфических загрязнений, ответственность должна переноситься на абонентов водоканалов [4].

Если у водоканала среди абонентов есть промышленное предприятие, то именно это предприятие должно отвечать за сбросы тяжелых металлов, которые попадают на коммунальные очистные сооружения. Именно так работает система регулирования в Европейском союзе. Минприроды и Росприроднадзор утверждают, что в настоящее время они не в состоянии обеспечить контроль за всеми абонентами водоканалов. В этом есть правда [5].

За границей этот контроль обеспечивается государственными и муниципальными органами, но мы понимаем, что в настоящее время Росприроднадзор просто не имеет технических возможностей проверять всех абонентов. Макрушин А.В., исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» 47 Внесение изменений в закон РФ «О водоснабжении, водоотведении в части нормирования сброса сточных вод» [1] Система, о которой мы ведем переговоры с Минприроды, была сформулирована при обсуждении закона в Минэкономразвития и поддержана на совещаниях у Д.Н. Козака. Можно сказать, что это общая позиция федеральных органов исполнительной власти. Она заключается в том, чтобы крупные нарушители, которые сбрасывают большой объем загрязнений в систему канализации, получали индивидуальные разрешения. При этом остальные абоненты, в стоках которых нет значительных превышений по концентрации и по массе загрязняющих веществ, должны нормироваться по единым правилам, единому порядку, по единым нормативам. Сейчас у нас в законодательстве прописан критерий величины загрязнителя – это 200 кубических метров в сутки сброса сточных вод. Он требует пересмотра в ближайшее время [5].

Крупные загрязнители – это, прежде всего, те предприятия, которые сбрасывают много загрязнений по массе. Они должны будут выходить на некий индивидуальный уровень отношений с органами природоохранного контроля и надзора. В этом плане нормирование водоканала должно ограничиваться, прежде всего пятью показателями. По остальным показателям водоканал должен получать лимиты на сброс загрязняющих веществ. Кроме того, нам предстоит перейти к технологическому нормированию сброса сточных вод. Коммунальные очистные сооружения будут включены в перечень отраслей, которые будут подлежать нормированию в соответствии с принципами наилучших доступных технологий – это содержится в постановлении, которое сейчас выпускает Минпромторг. Должна выдерживаться технологическая цепочка. В некоторых городах имеет смысл делать очень глубокую очистку сточных вод, а где-то это просто не имеет ни природоохранного, ни экономического смысла. Поэтому необходимо выстроить четыре ступени биологической очистки: это биологическая очистка, глубокая биологическая очистка, удаление из сточных вод основной массы азота и фосфора и доочистка сточных вод. В соответствии с этими четырьмя технологическими ступеньками должны быть утверждены планы по снижению сбросов, и утверждены сроки реализации каждого из этих технологических этапов. Соответственно, на период реализации этих мероприятий водоканалы должны получать лимиты, не платить штрафы, а засчитывать все инвестиции в счет строительства очистных сооружений. На наш взгляд, эта система нормирования обеспечивает баланс интересов промышленности и абонентов [1].

Думается, что решение вышеназванных проблем посредством внесения в федеральный закон 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответствующих дополнений и изменений сделало бы его еще более полезным и эффективным.

Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения

Комиссарова, А. О. Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения / А. О. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22244/ (дата обращения: 11.10.2022).

Государственное управление в области водоснабжения и водоотведения представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих органов по обеспечению рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

Согласно федеральному закону № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения (далее ВиВ) направлена на достижение следующих целей:

Читайте также:  Шлейфовое соединение розеток

– охраны здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

– повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

– снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

– обеспечения доступности ВиВ для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ;

– обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного ВиВ путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ.

В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по ВиВ находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.

Федеральное законодательство

Поскольку Конституция является основным законом РФ и имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Пункт «К» ст. 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения Российской федерации и субъектов, то есть Российская Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты принимают законодательные акты, регулирующие порядок их реализации.

Впервые на федеральном уровне правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.99 г. Они регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Данные Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г.

Нормативно-правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения базируется на следующих основных документах:

– Конституция РФ от 12.12.1993 г. — декларирует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

– федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам местного значения;

– федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» — регулирует отношения в сфере ВиВ;

– федеральный закон № 74-ФЗ от 12.04.2006 г. «Водный Кодекс» — регулирует забор и сброс сточных вод в водный объект, дает основные понятия;

– федеральный закон № 51-ФЗ от 21.10.1994 г. «Гражданский Кодекс» — устанавливает положения о договоре об энергоснабжении, которые применяются к договору водоснабжения, к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг;

– — федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004 г. «Жилищный кодекс» — регулирует вопросы пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (к которому в том числе относится система водоснабжения и канализации многоквартирного дома);

– федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — регулирует требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

– федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» — устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

– федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» — является техническим регламентом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к таким объектам технического регулирования, как вода, содержит правила и методы отбора образцов, исследований и др.;

– федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

– Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» — утверждает Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию;

– Постановление Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 г. «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» — утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.

Это только малая часть всей нормативно-правовой базы, используемой при проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. Помимо этого, существуют СНиПы, СаНПиНы, СП и другие нормативы, регламентирующие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.

Региональное законодательство

Читайте также:  Фильтр для очистки воды Амвей: принцип работы, устройство, установка и отзывы

– закон РК № 25-РЗ от 16.06.1998 г. «О местном самоуправлении в РК»;

– Постановление Правительства РК № 446 от 13.11.2014 г. «О Комитете жилищно-коммунального хозяйства РК»;

– Постановление Правительства РК № 148 от 23.04.2012 г. «О Службе РК по тарифам»;

– Приказ службы РК по тарифам № 28/8 от 14.05.2013 г. «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск»;

– Приказ службы РК по тарифам № 14/7 от 20.03.2015 «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 14 мая 2013 г. № 28/8 «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск» и др.

На региональном уровне документы носят общий характер и, как правило, регулируют общую сферу коммунальных услуг.

Еще более проблематична регламентация деятельности в сфере ВиВ на местном уровне.

Учитывая дальнейшее развитие системы местного самоуправления, необходимо выработать соответствующее направление совершенствования механизма нормативно-правового регулирования с учетом специфики отдельных территорий.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. / Рос. газета. — 1993. — 25 дек.;

2. Водный кодекс РФ: федеральный закон от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ / Рос. газета. — 2006. — 8 июня;

3. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ / Рос. газета. — 2004. — 31 дек.;

5. Федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» / Рос. газета. — 2011. — 10 дек.

Основные термины (генерируются автоматически): сфера водоснабжения, Российская Федерация, водоотведение, горячее водоснабжение, местное самоуправление, норматив потребления, городской округ, коммунальный комплекс, Постановление Правительства РФ, холодное водоснабжение.

Похожие статьи

Проблемы системы водоснабжения и водоотведения.

– открытость деятельности организаций, осуществляющих работу в сфере водоснабжения и водоотведения, а также органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Кратко о деятельности управления жилищно-коммунального.

постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». – Конституция РК от 17.02.1994 г.; – постановление администрации МО ГО «Усинск» № 1185 от 25.07.2012 г.

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения.

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск»).

Согласно федеральному закону № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местной.

Проблемы реализации полномочий муниципального образования.

Инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского

Генеральный план развития городского округамуниципального образования «город

Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N.

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими.

На сегодня определение жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей

Совет микрорайона, сельского, поселкового округа или же любого населенного пункта может

между органами местного самоуправления и управляющей компании сферы ЖКХ, а еще.

Руководство по охране труда для медицинских организаций.

Холодное водоснабжение и водоотведение зданий должно осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства.

Внедрение методики расчета дифференцированных тарифов на.

2015 года об объемах нормативных технических потерь воды предприятий в сфере теплоэнергетики.

–объем потребления услуг по водоснабжению (водоотведению) всеми потребителями, в кубических метрах (м3).

Оценка состояния сети ливневой канализации города.

Водным законодательством РФ статьей запрещается сбрасывать в водные объекты неочищенные до установленных нормативов дождевые, талые и поливомоечные воды

Коммунальные предприятия водоснабжения и водоотведения, энерго-, тепло- и.

Анализ современного состояния ЖКХ в России | Статья в журнале.

Водоснабжение холодное и водоотведение, м3.

Водоснабжение горячее, и водоотведение, м3.

Электроэнергия в квартирах без электроплит по установленной социальной норме потребления, за 100 кВт/ч.

Похожие статьи

Проблемы системы водоснабжения и водоотведения.

– открытость деятельности организаций, осуществляющих работу в сфере водоснабжения и водоотведения, а также органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Кратко о деятельности управления жилищно-коммунального.

постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». – Конституция РК от 17.02.1994 г.; – постановление администрации МО ГО «Усинск» № 1185 от 25.07.2012 г.

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения.

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск»).

Согласно федеральному закону № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местной.

Проблемы реализации полномочий муниципального образования.

Инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского

Генеральный план развития городского округамуниципального образования «город

Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N.

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими.

На сегодня определение жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей

Совет микрорайона, сельского, поселкового округа или же любого населенного пункта может

между органами местного самоуправления и управляющей компании сферы ЖКХ, а еще.

Читайте также:  Труба медная отожженная: технические характеристики, принципы выбора и эксплуатации

Руководство по охране труда для медицинских организаций.

Холодное водоснабжение и водоотведение зданий должно осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства.

Внедрение методики расчета дифференцированных тарифов на.

2015 года об объемах нормативных технических потерь воды предприятий в сфере теплоэнергетики.

–объем потребления услуг по водоснабжению (водоотведению) всеми потребителями, в кубических метрах (м3).

Оценка состояния сети ливневой канализации города.

Водным законодательством РФ статьей запрещается сбрасывать в водные объекты неочищенные до установленных нормативов дождевые, талые и поливомоечные воды

Коммунальные предприятия водоснабжения и водоотведения, энерго-, тепло- и.

Анализ современного состояния ЖКХ в России | Статья в журнале.

Водоснабжение холодное и водоотведение, м3.

Водоснабжение горячее, и водоотведение, м3.

Электроэнергия в квартирах без электроплит по установленной социальной норме потребления, за 100 кВт/ч.

Водоснабжение и водоотведение: законодательное регулирование, взаимосвязь

Современный этап развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации характеризуется его дифференциацией, т.е. выделением из единого жилищно-коммунального комплекса отдельных систем, развитие каждой из которых нуждается в самостоятельной правовой регламентации.

В советский период развития государства централизация управления водохозяйственными организациями произошла не сразу. В большинстве городов вопросы водоснабжения, в том числе и правовые, оставались на усмотрение местных органов власти. Дореволюционные правила городских водопроводов сменились правилами пользования водопроводом и канализацией абонентами, которые принимались трестами водоканализации. На республиканском уровне регулирование отношений по водоснабжению и водоотведению было закреплено ведомственными нормативными актами.

Впервые на федеральном уровне правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства РФ № 167 12 февраля 1999 года Беренштейн И. В. Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения. Дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2006. – С. 19.. Указанные Правила, среди прочего, регулируют договорные отношения организаций водопроводно-канализационого хозяйства с абонентами, использующими воду для производственных и иных не бытовых целей.

Также отметим, что если за годы реформ в энергетике и газовом хозяйстве сформировалось законодательство, регулирующее основы организации рыночных отношений в этих сферах, то о водоснабжении и водоотведении этого сказать нельзя. Такое положение обусловлено во многом тем, что в стране никогда не существует единой федеральной системы водоснабжения. Водопровод и канализация – это, как правило, системы местного, реже регионального масштаба. В то же время их жизнеобеспечивающие значение ничуть не меньше, а возможно и больше, чем значение систем электро-, тепло- и газоснабженияБеренштейн И. В. Положение и перспективы государственных и муниципальных предприятий коммунального комплекса в условиях перехода к рынку. Вопросы формирования и учета имущества казны муниципальных образований// ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2006. № 12. – С.14 -17..

В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по водоснабжению и водоотведению находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.

Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в России осуществляется рядом нормативных актов, в том числе Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗПринят ГД ФС РФ 12.04.2006, в редакции от 19.06.2007., Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗПринят ГД ФС РФ 22.12.2004, в редакции от 10.05.2007., Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗПринят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 29.12.2006), с изм. и доп., вступившими в силу с 11.01.2007., Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999), Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 26.06.2007) «О недрах», Законом РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 26.06.2007) «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.06.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003), Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 03.07.2007) «О Федеральной целевой Программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы», Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (ред. от 20.12.2006) «Об утверждении Положения «О Федеральном Агентстве водных ресурсов», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а также на местном уровне – нормативными актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение указанных нормативно-правовых актов федерального значения.

Поскольку Конституция является основным законом РФ и имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Пункт «К» ст. 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения Российской федерации и субъектов, то есть Российская Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты принимают законодательные акты, регулирующие порядок их реализации.

Глава 6 Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004) регулирует вопросы пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (к которому в том числе относится система водоснабжения и канализации многоквартирного дома).

Читайте также:  На какую глубину опускать скважинный насос

Раздел 5 Жилищного кодекса РФ регламентирует размер, структуру, внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставление субсидий и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Отношения по поводу вод регулируются Водным Кодексом РФ путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.

В статье 1 Водного кодекса РФ, приводятся основные понятия, большинство из которых имеют непосредственное отношение к водоснабжению и водоотведению: вода – химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, воды – вся вода, находящаяся в водных объектах; поверхностные воды – воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах; подземные воды – воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах; водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы; водный объект – сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима; водный режим – изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах; водный фонд – совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр; поверхностный водоток – поверхностный водный объект с непрерывным движением вод; поверхностный водоем – поверхностный водный объект, представляющий собой сосредоточение вод с замедленным водообменом в естественных или искусственных впадинах; обособленный водный объект (замкнутый водоем) – небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами; водосборная площадь – территория, сток с которой формирует водный объект; бассейн водного объекта – территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро; акватория – водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами; дренажные воды – вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты; сточные воды – вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории; использование водных объектов – получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц; пользование водными объектами (водопользование) – юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов; охрана водных объектов – деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов; загрязнение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод – устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод; вредное воздействие вод – затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты; водопользователь – гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами; водопотребитель – гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд; водохозяйственный объект – сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов; водозабор – комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов; водохозяйственная деятельность – деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов; лицензия на водопользование – специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях; распорядительная лицензия – специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003 относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам местного значения (п. 4 ст. 16).

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию:

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

Читайте также:  Насосная станция водоснабжения: устройство, бытовые виды, принцип работы и цены

Тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

Тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

Надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждает Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

На уровне субъекта Российской Федерации – Кемеровской области действует Закон Кемеровской области «О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области» № 37 от 12.11.1997, который определяет правовые, организационные, финансово-экономические основы деятельности жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской области как системы жизнеобеспечения населенных пунктов, а также формы и способы государственного контроля качества обслуживания и регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

На уровне города Кемерово действует Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов «О тарифах на питьевую воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод» № 66 от 23.01.2008.

О вступлении в силу Федерального закона N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведении, устанавливающего правовые основы регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения

07.12.2011 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведении который вступил в силу 1 января 2013 года.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, за некоторыми исключениями:
– забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством;

– требования к качеству и безопасности воды систем водоснабжения устанавливаются законодательством в области обеспечения санэпидблагополучия населения и техрегулирования;

– отношения в сфере горячего водоснабжения (кроме обеспечения качества и безопасности) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) регулируются Законом о теплоснабжении;
– предоставление коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и их оплата регламентируются законом в части, не урегулированной другими федеральными законами.

– особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на них устанавливаются Правительством РФ.
Федеральный закон N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведении определяет :

-основные понятия (например, абонент, водоотведение, водоснабжение, коммерческий учет воды и сточных вод, орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, питьевая вода);

-полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения; цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения;

-порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения; обеспечение эксплуатации систем; особенности распоряжения объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности; обеспечение безопасной эксплуатации; взаимодействие организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение и их отношения с гарантирующей организацией;

-содержание договоров горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, договоров по транспортировке горячей и холодной воды и сточных вод; подключение объектов капитального строительства к централизованным системам;

-случаи временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод;

-порядок обеспечения качества питьевой воды, горячей воды и охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения;

-виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию;

-Организацию планирования и развития в сфере деятельности по осуществлению водоснабжения и водоотведения.

Федеральный закон №416-ФЗ раскрывает понятие «коммерческого учета воды и сточных вод», а также по-новому трактует понятие «сточные воды», нормативно включив в их состав дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные и дренажные воды.

Федеральный закон №416-ФЗ в главе 4, статьях 23, 24 регулирует обязанности органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение, питьевой и горячей воды, соответствующих установленным требованиям; прописывает порядок действий и сроки осуществления мероприятий в случаях, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой и горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, и проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой и горячей воды. В этих случаях, Территориальный орган Федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное или горячее водоснабжение, которые до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за 7 лет с начала их реализации. Организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение, обязаны в течение трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

Читайте также:  Шторы в комнату с низким потолком – как выбрать подходящие

Глава 4 Закона устанавливает порядок информирования населения, согласно которого Органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны не реже 1 раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой и горячей воды, подаваемой абонентам, а также информацию в случаях ухудшения качества питьевой и горячей воды.

В статье 25 прописан порядок осуществления производственного контроля качества питьевой и горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, который устанавливается Правительством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное и горячее водоснабжение, а проведение лабораторных исследований и испытаний – организациями, аккредитованными в порядке, установленным законодательством РФ. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль.

Еще одним нововведением закона является появление главы «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения (гл.5), в соответствии с которой с 2013г. абоненты централизованных систем водоотведения несут ответственность за качество отводимых сточных вод (согласно нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ), а также в обязательном порядке разрабатывают и согласовывают Планы снижения сбросов. Для абонентов, категории которых определены Правительством РФ, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Указанная категория абонентов разрабатывает планы снижения сбросов по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор.Кроме того, с абонентов будет взиматься не только плата за непосредственно негативное воздействие на окружающую среду (ст. 28,29), но и плата за негативное воздействие загрязняющих веществ в составе сбрасываемых вод на работу централизованной системы водоотведения.

Федеральный закон также в общем виде объединяет требования по организации приборного учета, закрепленные в Постановлении РФ от 12.02.1999г. №167 « Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», Федеральном Законе РФ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и ФЗ РФ от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в России

Современный этап развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации характеризуется его дифференциацией, т.е. выделением из единого жилищно-коммунального комплекса отдельных систем, развитие каждой из которых нуждается в самостоятельной правовой регламентации.

В советский период развития государства централизация управления водохозяйственными организациями произошла не сразу. В большинстве городов вопросы водоснабжения, в том числе и правовые, оставались на усмотрение местных органов власти. Дореволюционные правила городских водопроводов сменились правилами пользования водопроводом и канализацией абонентами, которые принимались трестами водоканализации. На республиканском уровне регулирование отношений по водоснабжению и водоотведению было закреплено ведомственными нормативными актами.

Впервые на федеральном уровне правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства РФ № 167 12 февраля 1999 года[16]. Указанные Правила, среди прочего, регулируют договорные отношения организаций водопроводно-канализационого хозяйства с абонентами, использующими воду для производственных и иных не бытовых целей.

Также отметим, что если за годы реформ в энергетике и газовом хозяйстве сформировалось законодательство, регулирующее основы организации рыночных отношений в этих сферах, то о водоснабжении и водоотведении этого сказать нельзя. Такое положение обусловлено во многом тем, что в стране никогда не существует единой федеральной системы водоснабжения. Водопровод и канализация – это, как правило, системы местного, реже регионального масштаба. В то же время их жизнеобеспечивающие значение ничуть не меньше, а возможно и больше, чем значение систем электро-, тепло- и газоснабжения[17].

В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по водоснабжению и водоотведению находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.

Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в России осуществляется рядом нормативных актов, в том числе Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ[18], Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ[19], Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ[20], Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят ГД ФС РФ 12.03.1999), Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 26.06.2007) «О недрах», Законом РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 26.06.2007) «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.06.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003), Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 03.07.2007) «О Федеральной целевой Программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы», Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (ред. от 20.12.2006) «Об утверждении Положения «О Федеральном Агентстве водных ресурсов», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а также на местном уровне – нормативными актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение указанных нормативно-правовых актов федерального значения.

Читайте также:  Технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения: выдача и продление

Поскольку Конституция является основным законом РФ и имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Пункт «К» ст. 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения Российской федерации и субъектов, то есть Российская Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты принимают законодательные акты, регулирующие порядок их реализации.

Глава 6 Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004) регулирует вопросы пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (к которому в том числе относится система водоснабжения и канализации многоквартирного дома).

Раздел 5 Жилищного кодекса РФ регламентирует размер, структуру, внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставление субсидий и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Отношения по поводу вод регулируются Водным Кодексом РФ путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.

В статье 1 Водного кодекса РФ, приводятся основные понятия, большинство из которых имеют непосредственное отношение к водоснабжению и водоотведению: вода – химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, воды – вся вода, находящаяся в водных объектах; поверхностные воды – воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах; подземные воды – воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах; водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы; водный объект – сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима; водный режим – изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах; водный фонд – совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр; поверхностный водоток – поверхностный водный объект с непрерывным движением вод; поверхностный водоем – поверхностный водный объект, представляющий собой сосредоточение вод с замедленным водообменом в естественных или искусственных впадинах; обособленный водный объект (замкнутый водоем) – небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами; водосборная площадь – территория, сток с которой формирует водный объект; бассейн водного объекта – территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро; акватория – водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами; дренажные воды – вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты; сточные воды – вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории; использование водных объектов – получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц; пользование водными объектами (водопользование) – юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов; охрана водных объектов – деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов; загрязнение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов; засорение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; истощение вод – устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод; вредное воздействие вод – затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты; водопользователь – гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами; водопотребитель – гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд; водохозяйственный объект – сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов; водозабор – комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов; водохозяйственная деятельность – деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием, восстановлением и охраной водных объектов; лицензия на водопользование – специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях; распорядительная лицензия – специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами.

Читайте также:  Характеристики стали 20, свойства и применение материала

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003 относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам местного значения (п. 4 ст. 16).

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию:

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

Тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

Тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

Надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждает Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

На уровне субъекта Российской Федерации – Кемеровской области действует Закон Кемеровской области «О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области» № 37 от 12.11.1997, который определяет правовые, организационные, финансово-экономические основы деятельности жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской области как системы жизнеобеспечения населенных пунктов, а также формы и способы государственного контроля качества обслуживания и регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

На уровне города Кемерово действует Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов «О тарифах на питьевую воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод» № 66 от 23.01.2008.

Для чего предназначены системы водоснабжения и водоотведения

Вода – один из главных компонентов экосистемы. Ресурс постоянно восполняется, но деятельность человека оказывает большое влияние на этот процесс. Именно поэтому водоснабжение и водоотведение на территории России строго регламентируется и охраняется законом.

Определение и назначение водоснабжения и водоотведения

Водоснабжение – комплекс мероприятий, благодаря которому люди, животные и растения получают необходимую для жизни влагу. Без правильной и безопасной прокдладки водопровода невозможно благоустройство городов и поселков, развитие индустрии и сельского хозяйства.

В систему снабжения водой входят инженерные сооружения, выполняющие следующие функции:

  • забор воды из рек, озер и родников,
  • транспортировка и хранение,
  • распределение между домами и предприятиями,
  • улучшение качественных показателей.

Не менее важно и водоотведение. Это понятие включает совокупность мер по приему сточных жидкостей от жилых, промышленных и хозяйственных объектов, очищению и возвращению в природную среду. Чтобы исключить заражение экосистемы, требуется продуманная схема канализации для сбора нечистот, их осветления и обеззараживания.

Законодательное регулирование

Процессы расходования воды и очищения стоков регламентируются законодательно, в первую очередь конституцией Российской Федерации. Кроме нее есть целый список нормативных актов, призванных регулировать потребление водных ресурсов на федеральном, региональном и местном уровне. К ним относятся Водный, Жилищный и Градостроительный кодекс, а также ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О недрах» и многие другие. Законодательно устанавливаются тарифы на водопотребление, регламентируется лицензирование водоснабжения и водоотведения.

Чтобы обслуживать системы подачи и отвода воды, предприятия должны получить лицензию, а сотрудники пройти аттестацию. Эта обязанность возложена на всех специалистов, ответственных за проектные и строительные работы, а также эксплуатацию коммуникационных сетей.

Лицензирование необходимо, чтобы упорядочить работу жилищно-коммунального хозяйства, повысить эксплуатационный уровень инженерно-технических сооружений, снизить до минимума риск аварий и экологических проблем из-за некомпетентности работников коммунальной сферы и потребителей.

Без лицензии предприятия не имеют права заключать договоры с населением о предоставлении услуг, связанных с холодным и горячим водоснабжением и водоотведением.

Взаимосвязь системы водопровода и канализации

При возведении новых городов и поселков, реновации и благоустройстве проектирование водопроводных и канализационных магистралей идет в тесной связке. Это сложная работа, ведь схема установки систем водопотребления и водоотведения должна быть распланирована еще до строительства фундаментов зданий. Причем это касается как внутренних, так и наружных сетей.

Если водопроводные и канализационные трубопроводы прокладывают в возведенных домах, процесс усложняется. Выходы требуется создавать в готовых стенах, не нарушая их несущие качества.

При монтаже и эксплуатации сетей для поставки и отвода жидкостей обязательно соблюдение санитарных и строительных нормативов. Они включают организацию охранных зон, соответствие подаваемой воды госстандартам и образцам, автоматизацию трудоемких процессов и использование современных технологий.

Виды систем водоснабжения

Для бесперебойной работы водопроводов требуется учесть многие нюансы. Чтобы упорядочить данные, системы подведения холодной и горячей воды подразделяют на категории:

Критерий Виды водопроводов
Тип обслуживаемых объектов железнодорожный, промышленный, сельскохозяйственный, городской, поселковый
Метод подачи воды самотечный, напорный и комбинированный
Предназначение хозяйственно-питьевой, производственный, пожарный, объединенный
Территориальное распространение местный, централизованный, групповой, районный
Способ забора из природного источника поверхностный, глубинный, смешанного питания
Характер применения воды прямоточный со стоком в канализацию после использования, прямоточный с повторным применением воды, оборотный с неоднократным использованием после очистки и охлаждения.

Каждой системе присваивают одну из трех степеней надежности. Она зависит от требований бесперебойности водоснабжения.

Еще одна классификация строится на способе достижения необходимого напора. Типы водопроводов:

  • Действующие под давлением в наружной водосистеме. Самые распространенные и работающие в тех случаях, когда напор на вводе больше необходимого потребителю.
  • Снабженные водонапорным баком. Применяются при непостоянном давлении в трубах.
  • Оснащенные насосом-повысителем. Необходимы, если напор на вводе ниже требуемого, или потребителей воды излишне много.
  • Оборудованные и повысительным, и водонапорным устройством. Используются при неравномерном потреблении воды в здании.
Читайте также:  Шлейфовое соединение розеток

В многоэтажных зданиях практикуется зонирование водопроводов. В нижней зоне подача воды ведется за счет давления от наружной системы, а на верхних этажах – с помощью насосного оборудования. Размер каждой из зон выявляется по максимально допустимому гидростатическому напору в самом низком участке магистрали.

Подключение водопровода всегда идет от централизованной сети. В частных коттеджах и на дачах вода может поступать как от центральной водосистемы, так и от локального источника – колодца либо скважины.

Устройство канализации

Канализационная система по механизму действия обратна водопроводу: жидкость не поступает к потребителю, а отводится от него. Магистрали канализации проводят даже в маленьких деревенских домах и на дачах. Но даже без трубопровода участок должен быть оснащен локальным очистным сооружением, возведенным с учетом всех санитарных и строительных нормативов.

Основные критерии правильной канализации: отсутствие неприятного запаха, избыточной влажности, четкое функционирование без засоров и безопасность для людей и экологии.

В многоквартирных домах сточные воды по внутренней магистрали уходят к общему стояку. Оттуда самотеком жидкость утекает в централизованную канализационную сеть. Туда же направляет свои воды городская ливневка. На промышленных объектах обязательно устанавливают дополнительные очистные сооружения.

Здания частного сектора могут быть также подключены к общегородской или общепоселковой магистрали. Есть возможность установки индивидуального очистного сооружения. Важный момент при планировании схемы водотвода – правильный выбор ЛОС.

Водоотводная и канализационная системы, работая параллельно, обеспечивают комфортное проживание людей в высотных и малоэтажных зданиях. Эксплуатация водопровода и водоотвода находится под четким законодательным контролем. Это необходимо для сохранения здоровья людей и безопасности экосистемы в целом. Нарушение нормативов в зависимости от степени тяжести влечет за собой штраф и даже уголовную ответственность.

Основные НПА регулирующие деятельность организаций ВКХ

Основные НПА регулирующие деятельность организаций ВКХ

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂

Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе – это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

Оставить пожелание Пропустить

Немного науки 🙂 Сегодня рассмотрим вопрос «Основные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций ВКХ (водопроводно-канализационного хозяйства)»

Отступление от автора: Рассматривая вопросы правового регулирования деятельности организаций ВКХ, в своей магистерской диссертации «Правовое регулирование организаций водопроводно-канализационного хозяйства» я столкнулся с очень малым объемом информации по данным вопросу. Поэтому материалы своей диссертации предлагаю читателям в виде статей на нашем ресурсе.

Основные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства

Основным нормативным актом, для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, является Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вступивший в силу с 01 января 2013 года.

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения и повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды, а также иных, указанных в ст.3 Федерального закона. Принятие указанного закона позволяет реализовать заложенные принципы, такие как:

1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;

2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;

3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;

5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;

6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;

7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению;

8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Читайте также:  Насосная станция водоснабжения: устройство, бытовые виды, принцип работы и цены

Для реализации заложенных принципов и раскрытия положений Закона о водоснабжении, принят ряд нормативных актов, таких как:

Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» – которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему.

Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83». Данные Правила регулируют отношения между органами местного самоуправления поселений, городских округов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, организациями, осуществляющими транспортировку горячей воды, заявителями, желающими подключить свои объекты к централизованной системе горячего водоснабжения, абонентами, иными законными владельцами объектов, входящих в централизованную систему горячего водоснабжения, по осуществлению горячего водоснабжения, а также по прекращению горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

В соответствии с ними были приняты Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» и Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения».

Также принято Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» которые определяют порядок организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию, а также иного учета в сфере водоснабжения и водоотведения.

Также следует назвать Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод», которые установили порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод.

В целях регулирования тарифов

были приняты Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения определяющие систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

А также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Еще были приняты Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета устанавливающие порядок определения размера инвестированного капитала, в том числе его первоначального размера, и порядок ведения учета инвестированного капитала с целью установления с применением метода доходности инвестированного капитала регулируемых тарифов и Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, также используемых при расчетах тарифов. Все указанные Основы и Правила были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

В целях реализации принципа открытости

информации деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства установлены стандарты раскрытия информации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения».

Для разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение принято Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».

В целях осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной службой по тарифам принято Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Вышеперечисленные нормативные акты, лишь малая часть, касающаяся организаций водопроводно-канализационного хозяйства, т.к. подзаконных и специализированных актов очень много.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.