Чистка кондиционера в машине

Как сделать, чтобы кондиционер холодил, как новый. Полная инструкция

Моем конденсатор и радиатор (главные «грязеприемники»)

Конденсатор системы кондиционирования стоит перед радиатором системы охлаждения, а потому первым принимает на себя удары камней, потоки грязной воды, тополиный пух и листья. Жидкая глина, которая может попасть на конденсатор после езды по грунтовке, быстро каменеет под воздействием тепла и превращается в слой теплоизоляции. Воздух перестает свободно проходить к радиатору системы охлаждения… Прощай, прохлада в салоне! Здравствуй, перегрев двигателя!

К хроническому перегреву мотора приводит и грязь, скопившаяся в пространстве между конденсатором и радиатором двигателя. Там порой образуется «пылевая» прослойка, по плотности и структуре напоминающая войлок.

Где лучше мыть?

Вариант 1. На обычной мойке (неэффективно)

Сильная струя воды способна загнуть тонкие алюминиевые пластины конденсатора. А по-другому достать струей до радиатора сквозь конденсатор не получится.

Вариант 2. У официального дилера (цены кусаются)

Официалы обычно снимают теплообменники с автомобиля перед мойкой. Операция потребует замены охлаждающей жидкости, заправки системы кондиционирования и обойдется более чем в 20 000 рублей.

Вариант 3. В специализированном сервисе по обслуживанию кондиционеров (лучше всего)

Теплообменники промывают с помощью специальных насадок, вводимых между ними. Грязь с конденсатора вымывается в сторону бампера, а из радиатора — в моторный отсек. (Хотя, конечно, все зависит от конфигурации передней части автомобиля.)

Может, помыть конденсатор кондиционера самостоятельно?

Да, если готовы снимать передний бампер и радиатор системы охлаждения. Конденсатор можно промыть и не отсоединяя от него трубки.

Чистим воздухозаборник — избавляемся от вони в салоне

У большинства автомобилей забор воздуха в систему отопления, вентиляции и кондиционирования осуществляется из пространства между капотом и ветровым стеклом. Там находится ниша — короб воздухопритока (часто в ней же размещается привод стеклоочистителей).

Воздух в это пространство попадает через большие щели или прорези. Через них же в короб летят листья и семена — за год накапливается прилично. Листва гниет — неприятный запах проникает в салон при работе вентилятора климатической установки. А еще листья попадают в крыльчатку вентилятора, шумят и засоряют воздуховоды.

Как очистить короб воздухопритока?

На большинстве автомобилей нужно снять поводки дворников и демонтировать пластмассовую накладку, состоящую из двух частей и закрепленную несколькими пистонами. Это можно сделать самостоятельно или в сервисе.

Короб воздухопритока стоит очищать раз в год. А отверстие в щите моторного отсека, сквозь которое осуществляется забор воздуха, лучше заклеить сеткой с ячейками (как у сетки против комаров). Заводскую сетку устанавливают лишь у некоторых автомобилей премиум сегмента и, например, выпускаемых фирмой Toyota.

Меняем салонный фильтр — защищаем легкие

У большинства автомобилей это устройство расположено после вентилятора климатической системы (реже — близко к вентилятору или в блоке отопителя, прямо перед испарителем кондиционера).

Но независимо от расположения на фильтре оседает все, что прошло через короб воздухопритока и крыльчатку вентилятора: и пыль, и семена и кусочки листьев растений. «Смесь» постепенно начинает разлагаться и источать неприятный запах. Поэтому фильтр следует менять каждые 15 000 км пробега или 1 раз в год (при небольших пробегах).

Как заменить салонный фильтр?

Фильтр, расположенный в районе перчаточного ящика, легко сменить самостоятельно.

К фильтру, стоящему в центральном блоке, доступ часто затруднен. Можно обратиться в сервис или посмотреть форумы по вашему автомобилю. Опытные владельцы обычно знают, как провести замену «малой кровью», например, без демонтажа педали газа.

Очищаем воздуховоды и испаритель (нужен мощный пылесос)

Слой пыли обычно лежит на всех поверхностях, расположенных до воздушного фильтра стенки воздуховодов. На крыльчатке вентилятора тоже.

Как чистить воздуховоды?

  1. Забираемся тонкой трубкой, закрепленной на шланге пылесоса, сквозь отверстие в коробе воздухопритока и открывшееся после снятия салонного фильтра. Пылесосим.
  2. Далее следует промыть полости специальными очистителями системы кондиционирования или самодельным раствором, содержащим воду, спирт и хлоргексидин. Распылителем или трубочкой очистителя подаем жидкость в отверстия, расположенные в коробе воздухопритока и открывшееся при снятии салонного фильтра.

Важно: постарайтесь дотянуться до поверхности испарителя кондиционера. На нем оседает вся пыль, прошедшая сквозь неплотности воздушного фильтра.

Как проверить кондиционер в автомобиле?

В периодическое обслуживание кондиционера входит и контроль за его эффективностью.

Включенный «на полную» кондиционер должен охлаждать воздух до температуры 5–10 °С. Проверить это можно даже бытовым термометром. Если температура выше, то, скорей всего, в системе мало хладагента.

Заправить кондиционер самостоятельно можно, если:

  • Кондиционер еще работает, но холодит очень слабо
  • Машина не попадала в аварии с повреждением системы кондиционирования и систему ни разу не разбирали
  • На всех стыках системы вы никогда не видели следов кондиционерного масла
  • Машине достаточно много лет или пробег ее велик.

В других случаях лучше обратиться в специализированный сервис — для диагностики системы, ремонта или дозаправки.

Как заметить утечки из системы кондиционирования?

При каждом помещении машины на подъемник или смотровую канаву обращайте внимание на наличие масляных разводов на трубках, шлангах, компрессоре. Хладагент, протекающий даже в небольших количествах через любую негерметичность, будет увлекать с собой кондиционерное масло, которое оставит разводы на поверхности пыльных деталей.

Когда мыть кондиционер — до сезона или после?

Проводить обслуживание кондиционера надо осенью, после активного «рабочего» сезона. Но нелишне проверить работоспособность системы и весной.

  • Пять мифов об автокондиционерах развенчали тут.
  • Собираясь в дорогу, проверьте, все ли вещи поместятся в багажнике и салоне автомобиля. Если есть сомнения, приезжайте к нам за автобоксом: актуальный и широкий ассортимент, скидки при покупке, монтаж и доставка! Нет места для хранения — возьмите автобокс в прокат!

Чистка автокондиционера

    150 10 188k

Чистка автокондиционера, как правило, выполняется, когда при его включении в автомобильный салон вместе с потоком воздуха попадает неприятный запах. При этом выполняется чистка радиатора, испарителя и непосредственно системы кондиционирования (воздуховодов).

Поскольку подобная процедура в автосервисе стоит достаточно дорого (около 70…90$), то многим автолюбителям интересен ответ на вопрос, как почистить кондиционер в машине своими руками. И чтобы это сделать используют как специальные химические средства или очистители кондиционера, так и мед препарат — хлоргексидин. Чистка кондиционера автомобиля своими руками не занимает много времени и сил.

Читайте также:  Спальня в детском саду: дизайн и описание, отзывы, фото

Причины чистки кондиционера автомобиля

Основная причина неприятных запахов от кондиционера кроется во влаге, скапливаемой на испарителе. Откуда она берется? При выключении двигателя машины и самого кондиционера на охлажденные воздуховоды с улицы заходит теплый воздух. При таком соприкосновении происходит конденсация влаги, находящейся в воздухе.

Конденсируемая влага не является дистиллятом. В ней неизбежно присутствуют различные грибки, плесень бактерии, которые вместе с влагой оседают на поверхности воздуховодов системы кондиционирования. Со временем уровень таких отложений повышается, что, собственно, и приводит к появлению неприятных запахов при включении автокондиционера.

При этом необходимо помнить, что упомянутые бактерии являются не только источником неприятных запахов, но они сами по себе являются опасными для человеческого организма. Поэтому при появлении затхлого запаха при запуске автокондиционера необходимо как можно раньше выполнить его антибактериальную чистку.

Когда нужно чистить автокондиционер

Существует три основных признака, при появлении хотя бы одного из которых необходимо выполнить чистку кондиционера в машине. Так, к ним относится:

  1. Появление посторонних шумов при работе автокондиционера. Это могут быть свист, потрескивание, жужжание. Такое «звуковое сопровождение» явно указывает на неполадки в работе системы. И первое что нужно сделать — почистить кондиционер. Если же посторонние звуки и после этого сохранятся — то нужно выполнять дополнительные диагностические и ремонтные меры.
  2. Появление неприятного запаха. О причине его появления было указано выше.
  3. Появление влаги. Обычно конденсат появляется из воздуховода. При нормальном режиме работы кондиционера влага отводится через специальную, предназначенную для этого, трубку. Если же влага пошла через воздуховод — значит, кондиционер точно нужно чистить так как дренажная трубка забита.

Чистка кондиционера автомобиля своими руками

Прежде как самому почистить автокондиционер, необходимо рассмотреть две вещи — устройство кондиционера, а также средства, с помощью которых можно проводить соответствующую очистку. Система кондиционирования воздуха в салоне автомобиля состоит из следующих основных компонентов: испарителя, радиатора, воздушного фильтра, воздухопроводов.

Эти элементы автокондиционера чистят с помощью специальных очистителей. Но если это в домашних условиях, то иногда используют и более дешевое альтернативное средство, которое можно купить просто в аптеке (подробности рассмотрены ниже). Рассмотрим как самому почистить радиатор, испаритель и сделать антибактериальную чистку воздуховодов по отдельности.

Как почистить радиатор кондиционера

Первым делом необходимо избавиться от пыли и грязи в воздуховодах системы кондиционирования, а также непосредственно в радиаторе. Сделать это можно при помощи воздушного компрессора, направляя сжатый воздух в систему. Например, для этого воспользоваться автомобильным насосом для подкачки колес. Работа выполняется в два этапа:

  1. С помощью струи сжатого воздуха необходимо избавиться от пыли и грязи на радиаторе охлаждения автомобильного кондиционера (на конденсоре). Расположен в непосредственной близости к радиатору системы охлаждения двигателя в подкапотном пространстве автомобиля. Основная задача — сдуть с его корпуса всю (или почти всю) грязь и пыль. Если есть возможность — удалить грязь с помощью щетки.
  2. При помощи того же воздушного компрессора нужно продуть решетку воздухозаборника, которая находится под лобовым стеклом. Именно оттуда поступает воздух в салон автомобиля. Аналогично необходимо продуть и дефлекторы, находящиеся внутри автомобиля. В них также со временем скапливается пыль, которая вредна для человеческого организма сама по себе, а также может стать причиной появления неприятного запаха в салоне в долгосрочной перспективе.

Только после такой процедуры можно выполнить дезинфекцию испарителя автокондиционера.

Как почистить испаритель кондиционера

Именно на испарителе оседает больше всего упомянутых выше бактерий и микроорганизмов, являющихся источниками неприятных запахов. Поэтому для многих чистка испарителя и ассоциируется с чисткой кондиционера автомобиля в целом.

Для этого используют средства двух типов — аэрозольные и пенные. Алгоритм их применения в соответствии с этим отличается. Поэтому перед использованием того или иного очистителя обязательно читайте инструкцию по его применению!

Обратите внимание, что аэрозольные очистители кондиционера делятся еще на два вида — те, которые требуют демонтировать салонный фильтр, и те, с которыми эту процедуру выполнять не нужно. Поэтому дополнительно уточняйте эту информацию в инструкции непосредственно на аэрозольном баллончике.

При использовании аэрозольного очистителя кондиционера для дезинфекции последовательность действий будет следующей:

  1. Запустить двигатель автомобиля на холостых оборотах.
  2. Включить автокондиционер и установить внутреннюю рециркуляцию воздуха в салоне машины (без доступа притока воздуха извне).
  3. Открыть все приточные и вытяжные вентиляционные отверстия в салоне.
  4. Хорошенько встряхнуть аэрозольный баллон, расположить его перед передним пассажирским сидением и начать распыление.
  5. Покиньте авто и закройте все окна и двери.
  6. Длительность процедуры указана в инструкции к конкретному средству, однако она составляет около 10 минут.
  7. После истечения положенного времени нужно хорошо проветрить салон (открыв окна и двери). Проветривание также занимает не менее 10 минут, лучше еще дольше.

Пенные очистители автокондиционера работают по схожему принципу, однако добавлять их надо непосредственно в систему воздуховода. Их преимущество заключается в том, что пена не только дезинфицирует, но и чистит систему от пыли и грязи.

Алгоритм использования пенных очистителей для антибактериальной чистка автокондиционера будет таким:

Обработка испарителя пенным очистителем

  1. Демонтируйте салонный фильтр. Если в машине такого фильтра нет — то нужно задуть пену в систему кондиционирования через дренажное отверстие.
  2. Количество пены и время работы состава прямо указывается в инструкции на упаковке очистителя. Обычно это время составляет 10…20 минут. Однако ориентироваться нужно не на время, а на момент, когда пена превратится в жидкую массу, которая стечет вниз.
  3. Запустите двигатель на холостых оборотах и включить при этом кондиционер сначала на минимальной температуре и при минимальных оборотах приводного вентилятора. Это делается для того, чтобы на испарителе образовался конденсат, который в дальнейшем должен смыть грязь с испарителя. Именно пена размягчает эту грязь.
  4. По окончании чистки нужно хорошенько проверить салон машины.

Какой использовать очиститель — аэрозольный или пенный — решать автовладельцу. Аэрозольный лучше дезинфицирует, а пенный лучше чистит от грязи и бактерий.

Как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно в домашних условиях

Чистка автокондиционера самостоятельно видео

Читайте также:  Что такое дюбель гвозди и как ими пользоваться. Дюбеля для бетона: виды и способы использования

Для чистки автомобильного кондиционера в принципе необязательно покупать дорогие специальные средства. Есть две альтернативы с использованием медпрепаратов. Однако обе они позволяют сделать лишь дезинфекцию. Поэтому если хотите избавиться от проблемы надолго, то лучше приобрести и средства, которые позволят почистить испаритель от грязи.

Как почистить испаритель кондиционера лизолом

Кроме использования специально предназначенных для чистки кондиционера средств многие автолюбители (и не только они) используют для этих целей средство под названием «Лизол». Он же — раствор «Крезола» на мыльно масляной основе. Основе действующее вещество фенол.

Используют его для профессиональной дезинфекции (выпускают дезинфицирующие средства для больничных операционных, хирургических инструментов, кондиционеров). Также часто используют в ресторанах для удаления неприятного запаха с гриля. Поэтому в эффективности сомневаться не стоит.

Для последующей антибактериальной чистки испарителя автокондиционера необходимо раздобыть «Лизол» в концентрированном или разбавленном виде. Штука это достаточно дорогая, поэтому желательно пользоваться медицинскими растворами. Они бывают даже с ароматизаторами. Концентрированный «Лизол» разбавляется в пропорции 1:100, а хирургический — 1:20. Для работы вам понадобится приблизительно 300…400 граммов готового раствора. Далее процедура будет выполняться по следующему алгоритму:

  1. Наполнить получившимся раствором бутылочку с ручным распылителем.
  2. Открыть в салоне автомобиля окна.
  3. Запустить двигатель автомобиля и включить кондиционер на полную мощность, в том числе максимально включить вентилятор. В салоне сопла направить вниз, в сторону пола.
  4. Выйти из автомобиля и с помощью упомянутого ручного распылителя разбрызгать раствор в воздухозаборники возле лобового стекла. Брызгать нужно именно облаком/туманом. Процедура продолжается две-три минуты.
  5. Выключить двигатель и подождать около 10 минут.
  6. Вновь запустить двигатель, при этом кондиционер и вентилятор будут продолжать работать на полную мощность.
  7. На кондиционере включить внутреннюю рециркуляцию воздуха (исключить его попадание с внешнего воздухозаборника).
  8. Разбрызгать состав из бутылки под ноги переднего пассажира, под перчаточный ящик. Именно там находится забор воздуха в режиме рециркуляции. Процедура длится те же две-три минуты.
  9. Выключить зажигание, подождать около 10 минут.

В большинстве случаев такой чистки хватает, чтобы надежно избавиться от неприятного запаха от кондиционера. В крайнем случае можно повторить процедуру еще раз примерно через день. В идеале кроме описанного алгоритма еще желательно демонтировать элементы салона с целью добраться до испарителя и нанести раствор «Лизола» непосредственно на него.

Чистка кондиционера хлоргексидином

Хлоргексидин по своим свойствам описанному выше «Лизолу». Этот препарат также используется для дезинфекции в медицинских учреждениях. Чтобы почистить автокондиционер хлоргексидином можно купить в аптеке готовый 0,05% раствор этого средства. Для повышения его эффективности разбавляют со спиртом 1:1.

Чистка кондиционера хлоргексидином выполняется по описанному выше алгоритму (разбрызгивают из распылителя на испаритель при работающей системе). Обратите внимание, что обработку хлоргексидином лучше выполнять при температуре окружающего воздуха более +20°С.

Вместо раствора хлоргексидина можно пользоваться другими аналогичными средствами, например, «Лизоморфин 3000». Это препарат российского производства. Используется для дезинфекции в медицинских целях, в том числе при особо опасных инфекциях. Для получения готового раствора для чистки кондиционера необходимо 50 мл средства развести в одном литре воды.

Еще одно средство — «Хлорамин Б». Реализуется в виде белого порошка. Для получения готового раствора необходимо одну столовую ложку порошка развести в одном литре воды. Использовать по указанному выше алгоритму. Главное — нанести средство на испаритель!

Дополнительные советы

Существует простая рекомендация, следуя которой можно увеличить время между периодической чисткой автокондиционера в домашних условиях, при этом исключив появление неприятных запахов. Хорошая профилактическая мера — выключать кондиционер незадолго до места стоянки автомобиля. Это позволит испариться имеющейся на испарителе влаги под воздействием теплого внешнего воздуха. Как результат — меньшее количество бактерий и мусора в кондиционере!

И не забывайте в соответствии с регламентом менять салонный фильтр. Чистить его не имеет смысла, поскольку эффективность такой чистки практически нулевая. Фильтр не только снизит попадание вредных бактерий и микроорганизмов в систему кондиционирования, но и предотвратит появление неприятных запахов. Так как он еще один дополнительный рассадник бактерий!

Обратите внимание, что к чрезмерному засорению и износу системы кондиционирования могут приводить и ошибки во время эксплуатации кондиционера в машине неопытным автолюбителем. Поэтому лучше их не допускать.

Стоит ли обращаться к профессионалам?

Как видно из вышеизложенного, самостоятельная чистка кондиционера в автомобиле — процедура несложная Однако тут существует тонкость. Чистка химическими средствами возможна лишь в случае достаточно не сильного загрязнения или в профилактических целях.

Если машина имеет солидный возраст, а тем более ее предыдущие хозяева не занимались вопросами чистки кондиционера, то зачастую в такой ситуации только с помощью химических средств добиться положительного результата сложно, а подчас и невозможно. В таком случае лучше обратиться за помощью в автосервис. И не столько за обеспечением химическими средствами, а для выполнения механической чистки элементов системы кондиционирования.

А чистили ли вы автокондиционер самостоятельно, какими средствами пользовались при этом? Расскажите о своем опыте в комментариях.

Когда стоит чистить кондиционер в авто, как это делать и какими средствами?

Автор: Дмитрий Сапко

Автомобильный кондиционер – довольно сложная и нежная система, которую важно поддерживать в отличном рабочем состоянии. При наличии проблем с работой климатической остановки лучше обращаться к специалистам. Устраняются неполадки на дорогостоящем оборудовании, которое проводит диагностику, выявляет неполадки и устраняет их максимально точно. Но некоторые процессы можно выполнить своими руками, не переплачивая за услуги СТО тысячи рублей. Существует несколько вариантов чистки кондиционера. Первый – это прочистка системы подачи воздуха в салон, и это на самом деле можно сделать своими руками. Также при определенной сноровке можно очистить радиатор кондиционера для более эффективной работы устройства и устранения неприятных запахов. А вот антибактериальная чистка, очистка фреона – это задача исключительно для станций обслуживания. Без специального оборудования такие задачи выполнить невозможно.

Вообще понятие чистки климатической системы воспринимается по-разному. Для одного владельца это полное устранение загрязнений на всем круге циркуляции фреона, для другого – устранение источника неприятных ароматов в салоне. В зависимости от ваших пожеланий будет меняться и спектр необходимых работ. На полках автомобильных магазинов вы можете найти десятки средств, которые обещают вам простую прочистку климатической системы без сложностей и за короткий срок. Выполняют ли эти средства свои обещания? Сегодня мы постараемся разобраться с этими вопросами. Также рассмотрим, когда нужно заниматься чисткой системы микроклимата в салоне авто, и какие материалы лучше всего для этой цели использовать.

Читайте также:  Укладка пвх плитки на пол стоимость

Содержание

  • Когда необходимо чистить кондиционер
    • Основные ситуации, когда нужно почистить кондиционер
  • Какие способы очистки существуют
    • Химическая чистка
    • Пенная чистка
  • Какие средства для очистки стоит покупать
  • Как избежать появления бактерий в кондиционере
  • Подводим итоги

Когда необходимо чистить кондиционер в машине?

Самый распространенный повод для очистки системы подачи охлажденного воздуха в салон – зловонный запах из дефлекторов при включении кондиционера. Примерно этот запах напоминает «аромат» из открытой канализационной трубы. Вину таких ароматов на себя беспрекословно берут бактерии, которые поселились в области испарителя и начали активно размножаться в подходящей для них среде. Через несколько месяцев после начала размножения бактерий они начинают гибнуть и создавать неприятные запахи в салоне вашей машины.

Необходимо очистить систему кондиционирования в таких случаях:

  • при включении кондиционера в автомобиле появляется затхлый запах, интенсивность которого со временем усиливается;
  • даже без включения системы охлаждения ощутим неприятный аромат из воздуховодов, это свидетельствует об активном размножении и росте микроорганизмов;
  • эффективность охлаждения снизилась, что становится свидетельством забитых радиаторов, на пластинах этого устройства может нарастать слой плесени;
  • через дефлекторы внутри трубок подачи воздуха виден светлый налет, что говорит о масштабном росте патогенной микрофлоры в автомобиле;
  • при замене фильтра салонного воздуха вы обратили внимание на то, что он влажный, на нем присутствует плесень, фильтрующие элементы темного цвета.

Все эти особенности указывают на то, что вам нужно заняться очисткой системы подачи воздуха в салон. Ездить дальше на такой машине не стоит, это может стать причиной неприятных ситуаций. К примеру, обильное скопление патогенных микроорганизмов даже способно вызвать легкое отравление после длительной поездки в салоне такого автомобиля. Для здоровья человека контакт с этими микробами вряд ли принесет что-то хорошее. Так что чисткой важно заняться вовремя.

Основные ситуации, когда нужно почистить кондиционер

  1. Вы купили подержанный автомобиль с климатической установкой любого типа. В этом случае нужно прочистить систему, чтобы уверенно эксплуатировать машину с максимальным комфортом в дальнейшем.
  2. Более 3 лет не производилось комплексное обслуживание кондиционера. За этот период в системе скопилось немало грязи и плесени, которую очень важно вывести и вычистить.
  3. Появилась аллергия у водителя или у постоянных пассажиров. Аллергическая реакция вполне может быть вызвана плесенью и грибками, которые поселились в вашей машине в системе кондиционирования.
  4. Отдаленно появились неприятные запахи. Очень скоро из воздуховодов вашей машины начнет вонять не лучше, чем из городской канализации. Лучше не дожидаться этого момента.
  5. Требуется ремонт системы кондиционирования. В этом случае лучше сразу выполнить качественную очистку, чтобы в ближайшие годы не возвращаться к этому вопросу снова.
  6. Автомобиль долго стоял без дела, кондиционер не включался более года. В таком случае бактерии могли захватить большую часть пространства в системе подачи воздуха, лучше не рисковать здоровьем и почистить систему.

Какие способы чистки существуют?

Вы можете использовать профессиональные услуги стоимостью от 1000 рублей и выше (до нескольких тысяч на крупных и официальных станциях обслуживания). Также можно выполнить работу своими руками. В этом случае вы получите значительную экономию, но придется потратить определенное время. Для выполнения работ самостоятельно вы можете применить сложный механический метод очистки или химический вариант – более быстрый и часто весьма эффективный.

Механическое вмешательство подразумевает такие особенности:

  • демонтаж передней панели автомобиля (понадобится практически во всех моделях современных авто);
  • снятие испарителя для его качественной чистки профессиональными составами и средствами;
  • очистка плесени и бактерий в несколько этапов, руководствуясь инструкциями производителей средств;
  • установка изделия обратно в систему кондиционирования, качественное закрепление согласно сервисным инструкциям;
  • сборка салона, установка передней панели, проверка работоспособности оборудования и эффективности чистки.

Конечно, такой метод будет сложно осилить своими руками без помощи, так как один лишь этап снятия панели потребует опыта и навыков, а также профессионального инструмента. Также вам потребуются дорогие химические средства, которые полностью убирают налет грибка и плесени, способствуют надежной очистке всех патогенных микробов без остатка. Иначе уже через пару недель после выполнения сложной работы придется снова повторять процедуру.

Химическая чистка – как она выполняется?

Приведенная выше краткая инструкция механической чистки кондиционера могла вас немного расстроить, так как выполнить такие работы сможет далеко не каждый владелец автомобиля. Зато химический вариант очистки системы подачи воздуха от бактерий доступен каждому. Для этого вам не нужно будет ничего разбирать и снимать, достаточно выбрать правильное средство и использовать его именно так, как рекомендует производитель. Все очень просто и понятно.

Химическая чистка в большинстве случаев выполняется таким образом:

  • владелец авто выбирает антибактериальное средство для выполнения базовой чистки автокондиционера;
  • запускается двигатель автомобиля, включается система кондиционирования на полную мощность;
  • в районе патрубка для забора воздуха (обычно в ногах пассажира или водителя) устанавливается баллон со средством;
  • владелец авто нажимает на кнопку, средство распыляется на патрубок забора воздуха и попадает в систему;
  • в течение 2-3 минут происходит работа и распределение средства по системе кондиционирования;
  • далее необходимо дать автомобилю проветрится около 10-15 минут, на этом работа завершена.

Обязательно нужно выполнять процедуру с респиратором и другими защитными средствами, чтобы не дышать антибактериальным средством. Также на руку лучше надеть резиновую перчатку. Средства продаются с разными составами, и некоторые из них могут оказать неожиданное воздействие на кожные покровы. Это базовый вариант чистки, который является профилактическим и должен проводиться не реже 1 раза в 3 года даже без наличия неприятных запахов из дефлекторов воздуха в салоне.

Пенная чистка – когда нужна и как проводится?

В большинстве случаев антибактериальная обработка с помощью спрея решает вопрос зловонных запахов в автомобиле. Но в особо запущенных случаях такая обработка помогает далеко не всегда. Приходится обратиться к более действенному методу пенной очистки испарителя. В этой ситуации применяется баллон с другим составом – активной химической пеной, которая подается непосредственно на испаритель и в воздушные каналы системы.

Читайте также:  Способы разборки чугунного радиатора отопления своими руками

Процесс выглядит следующим образом:

  • необходимо добраться до места установи воздушного фильтра и снять его, чтобы получить доступ к системе испарителя;
  • далее на выходное отверстие баллона с пеной надевается трубочка, которая призвана доставить средство прямо на испаритель;
  • все процедуры проводятся при выключенном кондиционере, пена должна заполнить все воздуховоды;
  • только через 5-10 минут после заполнения пеной системы необходимо включить кондиционер на полную мощность;
  • последний этап – качественное проветривание салона в течение не менее 15 минут, это важная часть процесса.

Пена заполняет фактически все полости, в которых может поселиться патогенная жизнь. Так что этот метод считается наиболее эффективным и отлично работает. Но его эффективность напрямую зависит от выбранных типов материалов. Если продукция оказалась некачественной, то и эффективность очистки будет сомнительной. Поэтому важно выбрать хорошие средства, чтобы не выполнять непростую процедуру снова в ближайшее время. Если и этот метод не помог, придется прибегнуть к механической чистке.

Какие средства для очистки кондиционера стоит покупать?

Если вам необходима легкая профилактическая чистка, у вас есть два варианта. Первый – покупка профессионального средства, которое стоит дорого, но уже готово к использованию. Также вы можете использовать недорогие компоненты и приготовить средство для антибактериальной обработки самостоятельно. В частности, для этого подойдут хлорамин Б, хлоргексидин, лизоформин и прочие средства для борьбы с плесенью. Важно правильно распылить материалы, чтобы достичь нужного эффекта.

Пену для пенной очистки лучше покупать готовую, она продается в автомобильных магазинах и стоит сравнительно недорого. Изготовить ее самостоятельно невозможно. Любые средства могут повлиять на ваше здоровье, так что обязательно пользуйтесь материалами и средствами для защиты кожи и дыхательных путей.

Как избежать появления бактерий в кондиционере?

Вы можете проводить профилактическую чистку 1 раз в 2-3 года и забыть о том, что такое проблемы со зловонными запахами в машине. Также не стоит допускать образования конденсата в системе. Для этого за 5-7 минут до остановки автомобиля выключайте кондиционер и дайте вентилятору высушить систему. После просушки бактерии не смогут активно размножаться, и это предотвратит проблемы с образованием плесени.

Также не забывайте о том, что на современных автомобилях необходимо регулярно менять фильтр салона. Каждый год и не реже 1 раза в 15 000 км замените эту деталь. Она позволяет очищать поступающий в салон воздух и предотвращает образование плесени и загрязнений на внутренних частях системы подачи воздуха. Эти простые советы помогут избежать дискомфорта при эксплуатации автомобиля.

Предлагаем посмотреть видео по теме чистки кондиционера в авто:

Подводим итоги

Ездить на автомобиле и ощущать неприятные запахи – не самая лучшая затея. Тем более, наличие плесени и патогенных микроорганизмов способно сильно повлиять на ваше здоровье и самочувствие. Лучше не допускать неприятных последствий засорения системы кондиционирования. Для этого следует проводить профилактическую чистку, а при появлении малейших запахов из воздушных дефлекторов в салоне заниматься профессиональной пенной чисткой испарителя. Иначе уже через несколько недель вы не сможете нормально ездить на автомобиле.

Чистку можно провести самостоятельно, используя простые средства. В магазине можно купить антибактериальное средство, а также приобрести пену для качественной чистку. В большинстве случаев вы сможете обойтись этими материалами и в собственном гараже выполнить процедуру качественно и без проблем. Но если убрать загрязнения не удалось, лучше обратиться в проверенную мастерскую С помощью специального оборудования антибактериальная чистка систем кондиционирования проходит очень быстро и эффективно.

Как выполнять чистку кондиционера автомобиля

Вопрос чистки автокондиционеравозникает примерно через 30 тысяч километров пробега или раз в три года. Если дорожные условия сложные, эта процедура может потребоваться гораздо раньше. Иногда уже через год эксплуатации при включении кондиционера в салоне автомобиля ощущается запах болота или затхлой гнили.

Почему из кондиционера воняет канализацией

Откуда появляется неприятный запах? Какие средства для чистки автокондиционера нужно использовать? Чтобы узнать ответы, разберемся в конструкции и принципе работы бортовой климатической техники.

Принципиальная схема автомобильного кондиционера идентична устройствам, устанавливаемым в зданиях. Набор компонентов тот же:

  • компрессор;
  • система трубок;
  • конденсатор с вентилятором;
  • терморегулирующий вентиль;
  • испаритель с вентилятором.

Принцип действия основан на явлении охлаждения жидкости при испарении. Компрессор сжимает хладагент и по системе трубок подает в конденсатор, где фреон конденсируется, отдавая тепловую энергию. Вентилятор обдувает радиатор, унося тепло. Далее уже жидкий хладагент через регулятор потока поступает в трубчатый испаритель. Здесь фреон испаряется, резко снижая температуру трубок. Нагнетаемый вентилятором воздух, проходя сквозь трубчатый испаритель в салон, попутно охлаждается.

Со временем на элементах системы накапливается пыль, частички сажи, пыльца растений. На поверхности испарителя постоянно конденсируется влага, так как он всегда холоднее, чем воздух в салоне. В темноте и сырости микробы активно размножаются. Неприятный запах – это результат жизнедеятельности грибков и бактерий, которые обитают в грязи, скопившейся внутри системы вентиляции и кондиционирования.

Вывод: чтобы в салоне вашего автомобиля не воняло болотом или канализацией, нужна чистка автокондиционера. Если проблема не приобрела больших масштабов, можно использовать специальную автохимию: аэрозоль или пену. Этот способ достаточно прост, такую операцию можно выполнить даже своими руками.

Химическая чистка автокондиционера своими руками

Можно заказать услугу в автосервисе, заплатив около 1500 рублей, но есть способ, как выполнить эту техническую процедуру самостоятельно. В этом случае вы потратите примерно в два раза меньше денег. Перед чисткой автокондиционера химическим способом желательно продуть сжатым воздухом (5-6 бар) радиатор охлаждения системы (конденсатор). Также следует выдуть пыль из решетки воздухозаборника перед ветровым стеклом и дефлекторов в салоне.

Аэрозоль – чистим кондиционер автомобиля легко и просто

Наиболее простой способ устранения проблемы – использование аэрозольного средства для чистки автокондиционера. Один из вариантов – «Очиститель системы вентиляции плюс (Антигрипп)» от компании Suprotec. Эта разработка отечественного производителя обладает фунгицидными, антибактериальными и противовирусными свойствами. Для дезинфекции авто потребуется один флакон 150 мл.

Читайте также:  Стеклянные фасады для кухни

Алгоритм действий достаточно прост:

  1. запускаем мотор;
  1. устанавливаем рециркуляцию воздуха в салоне;
  1. включаем кондиционер и обогрев на минимум;
  1. открываем все вентиляционные отверстия;
  1. встряхиваем флакон с очистителем и устанавливаем между креслами;
  1. нажимаем до щелчка кнопку распылителя, держа баллон на расстоянии от лица;
  1. когда начнется распыление средства, выходим из автомобиля на 10 минут и закрываем все двери;
  1. проветриваем салон в течение 5-10 минут;
  1. глушим мотор.

Во время чистки автокондиционерасостав оседает на воздушном фильтре, внутренних поверхностях систем вентиляции и кондиционирования и салона. Средство устраняет до 99% патогенных микроорганизмов. Антимикробная активность «Очистителя» сохраняется в течение примерно 1.5 месяца, затем постепенно снижается.

Соблюдайте меры предосторожности! Не допускайте распыления средства в лицо, не заходите в салон автомобиля до полного проветривания.

Более трудоемкий способ – использовать специальные пенные средства для чистки автокондиционера. Преимущество в том, что пена растворяет и удаляет грязь с поверхности компонентов системы кондиционирования, а не просто дезинфицирует ее.

Потребуется баллон с пенным средством для чистки автокондиционера, гибкая удлинительная трубка и пара прямых рук. Для лучшего эффекта продуваем радиатор системы кондиционирования, расположенный в моторном отсеке, воздухозабор и салонные дефлекторы. Все как в предыдущем способе.

Теперь с помощью удлинительной трубки закачиваем пену в систему через дренажное отверстие (по инструкции). Можно ввести средство через гнездо установки салонного фильтра. Это легче, чем лезть под днище автомобиля. Достаточно выкрутить четыре шурупа и вынуть фильтрующий элемент. Заодно проверяем его состояние и при необходимости меняем.

Осталось подождать примерно 15 минут (точное время указано в инструкции к средству), чтобы пена, превратившись в жидкость, стекла через дренажное отверстие. Теперь запускаем мотор, включаем рециркуляцию и кондиционер. Выходим, закрыв все окна и двери на 10 минут. Теперь достаточно проветрить салон и установить новый фильтр салона. Цена чистки автокондиционерапенойсоставит около 500 рублей. Можно сэкономить примерно тысячу.

Чистка автокондиционера хлоргексидином

Перейдем к «народным средствам». Если вы считаете, что цена чистки автокондиционера в 500 рублей – это дорого, попробуйте использовать хлоргексидин. Это копеечное средство, которое продается в любой аптеке, отлично справляется с задачей дезинфекции системы вентиляции автомобиля. Можно использовать готовый раствор 0,05% или смешать его со спиртом в равных пропорциях.

Просто переливаем средство из аптечного пузырька в любую емкость с пульверизатором (от «Мистера мускула», например). Все, мы полностью готовы к чистке автокондиционера своими руками хлоргексидином. Только не забываем настроить распылитель на самую мелкую дисперсию.

Чтобы промыть испаритель, придется снять салонный фильтр. В европейских машинах (Opel, Renault) доступ к этой детали открывается из подкапотного пространства. Просто убираем фильтр, запускаем двигатель, включаем обогрев, рециркуляцию воздуха и аккуратно брызгаем в канал забора воздуха. Одного флакона 100 мл достаточно, поэтому цена чистки автокондиционера хлоргексидином составит около 20 (!) рублей.

У азиатских автомобилей (Toyota, KIA, Hyundai) добраться до фильтра можно из салона. В этом случае сначала открываем все окна и двери, затем брызгаем хлоргексидином на решетку испарителя. Теперь включаем кондиционер и рециркуляцию воздуха, закрываем окна и двери, ждем 10 минут.

После чистки автокондиционера хлоргексидином своими рукамипроветриваем салон в течение пяти минут. Устанавливаем воздушный фильтр на место. Все, автомобилем можно пользоваться: все микробы в системе вентиляции и кондиционирования погибли.

Механическая чистка автокондиционера

Если после чистки кондиционера одним из химических средств запах появляется вновь, придется принимать более радикальные меры. Один из путей решения – посещение автосервиса. В мастерской выполнят чистку и заправку автокондиционера на профессиональном уровне, но придется заплатить относительно большую сумму. В районе 3500-5000 рублей, в зависимости от модели автомобиля.

Если у вас есть навыки, можно выполнить механическую чистку автокондиционера своими руками, но подготовиться следует тщательно. В ходе работ приходится откачивать фреон, заменять патрубки и уплотнители. Все это должно быть под рукой. Действуем по плану:

  • снимаем приборную панель, чтобы добраться до испарителя;
  • откачиваем хладагент;
  • при необходимости снимаем печку;
  • отсоединяем датчики и патрубки, идущие к испарителю, и извлекаем его;
  • отмываем радиатор от грязи мыльным раствором;
  • проверяем состояние компрессора, при необходимости меняем смазку;
  • собираем систему в обратном порядке;
  • заправляем кондиционер фреоном с помощью специального набора.

В этом случае чистка и заправка автокондиционера обойдется в 1700-2000 рублей (стоимость набора для заправки системы хладагентом). Экономия составит примерно половину суммы.

Профилактика появления неприятного запаха из кондиционера

Любую проблему легче предупредить, чем исправлять. Это аксиома. Чтобы не доводить до появления неприятного запаха их кондиционера, следует выполнять несколько простых правил:

  • меняйте салонный фильтр не реже 1 раза в год;
  • за 10 минут до окончания поездки выключайте автокондиционер и включайте вентилятор, чтобы просушить испаритель от конденсата;
  • при появлении первых признаков, что климатическая система автомобиля неисправна, принимайте меры.

В ухоженной машине чистка автокондиционера потребуется гораздо реже, чем в запущенном транспортном средстве. Помните об этом и хороших вам дорог.

Антибиотиком по заразе, водой по радиатору: как самостоятельно обслужить кондиционер?

Кондиционер (или даже климат-контроль) уже давно стал практически обязательным элементом автомобиля. И чисто теоретически у нас уже так же давно должна появиться привычка его обслуживать. Но этого пока не случилось. Как-то холодит – и ладно. А ведь неправильно. Кондиционер, как и любая другая система автомобиля, требует внимания. В противном случае эта коварная штука может отомстить и самому автовладельцу, и его автомобилю. Первый будет чихать, кашлять и страдать от жары, а второй – просто перегреваться. И не знаю, что в наше время страшнее: кашлять или перегреваться. Наверное, и то и другое опасно. Посмотрим, как этого можно избежать.

Очень коротко о работе кондиционера

Мы не будем рассказывать подробно о физике работы кондиционера, а ограничимся кратким рассказом об основных компонентах системы. Задача: понять, что и где может пойти не так. Для этого лезть в глубокие научные дебри не стоит. Итак, что есть в кондиционере?

Читайте также:  Характеристики и монтаж черепицы полимерпесчаной

Начнём с компрессора. Обычно он бывает двух типов – аксиально-поршневой или роторно-лопастной, но если мы решили рассматривать систему поверхностно, то разбираться в этих терминах не будем. Главное, компрессор нужен для того, чтобы сжать фреон и отправить его в конденсор (он же конденсатор, он же – радиатор кондиционера). Тут фреон из газообразной фазы переходит в жидкую. При сжатии компрессором газ нагревается, и задача конденсатора – охладить его настолько, чтобы он перешёл в жидкое состояние.

Из конденсатора фреон идёт в осушитель на фильтрацию, затем через расширительный клапан (уже в газообразном состоянии) – в испаритель. В нём тёплый воздух охлаждается холодным фреоном, остывает и через дефлекторы возвращается в салон. Ну а фреон возвращается в компрессор, чтобы повторить свой нелёгкий цикл. Схема немного утрирована (мы пропустили кучу электрики и не стали ничего говорить о переходных процессах в конденсоре и расширительном клапане), но она позволяет в общих чертах представить работу системы кондиционирования. Разумеется, при наличии климат-контроля процесс проходит практически так же, так что всё, о чём будем говорить ниже, применимо и для машин с простым кондиционером, и с «климатом».

Итак, что тут может потребовать вмешательства и что можно сделать самостоятельно?

Компрессор и конденсор

Компрессор – самый сложный компонент системы. И он иногда ломается. К сожалению, ремонт или замена компрессора – работа сложная, самому там что-то сделать непросто. Правда, сейчас даже есть наборы для самостоятельной заправки кондиционера, но сути дела это не меняет. Будем считать, что мы ленивые и криворукие, поэтому оставим все проблемы с компрессором автосервису.

А вот с конденсором чуть интереснее. Я уже говорил, что это – тот же самый радиатор, который обычно стоит первым по ходу движения автомобиля (иногда перед ним может стоять маленький радиатор АКП, если машина с «автоматом»). С одной стороны, это хорошо: конденсор прикрывает собой радиатор системы охлаждения от летящих в него камешков, воробьёв и тополиного пуха (список можно продолжить).

Но однажды обязательно настаёт время, когда конденсор не спасает систему охлаждения, а очень сильно начинает осложнять ей жизнь. Этот момент наступает тогда, когда он наглухо забивается тем же самым тополиным пухом, пылью, грязью и воробьями. Радиаторы стоят одним пакетом – близко друг к другу. Настолько близко, что пакет радиаторов часто называют «бутербродом». И когда конденсор обрастает грязью до состояния монолитного кирпича, температура радиатора системы охлаждения тоже заметно растёт.

И чёрт бы с ним, с кондиционером, но при его включении начинает перегреваться мотор. Особенно это заметно в пробках. В движении радиатор хотя бы как-то способен обдуваться встречным потоком воздуха, а в пробках ему приходится очень тяжело. Кстати, если есть радиатор АКП, то и там температура тоже будет расти, а это для коробки очень вредно. При этом вентиляторы будут молотить во всю свою мощь, но толку от них будет мало. В итоге мотор перегревается, коробка перегревается, вентиляторы ревут, машина медленно погибает. Что делать? Мыть конденсор.

Да, это не так уж и просто, но почти возможно. Говорю «почти», потому что лучше это всё-таки делать с разборкой пакета радиаторов и мыть их все, а не только конденсор. Самому мыть сложнее, но если ситуация не слишком запущенная, есть смысл немного помучиться.

Важно соблюдать несколько правил. Первое – не пытаться пробить загаженный радиатор мойкой высокого давления, направляя на бедолагу струю воды. Может, что-то отмыть и получится, но, скорее всего, конденсор после этого можно будет выкинуть – соты у него мягкие и повредить их несложно.

Второе – мыть надо с обеих сторон. И если снаружи это сделать не так уж и сложно, то подобраться к внутренней стороне практически невозможно. Люди придумывают разные способы, делая какие-то «лейки» из просверленных трубок, которые можно засунуть в зазор между радиатором мотора и конденсором. При наличии большого количества свободного времени и фантастического упорства, граничащего с религиозным фанатизмом, можно добиться неплохого результата. Но обычный человек справится лишь с незначительными загрязнениями.

Отсюда вывод: мыть радиаторы лучше превентивно, а не после того, как стрелка температуры начинает упираться в ограничитель на каждом светофоре. Желательно делать это хотя бы раз в два года. В этом случае обычно можно обойтись без разборки пакета радиаторов. Будет и дешевле, и полезнее для автомобиля.

Иногда советуют продуть конденсор сжатым воздухом. Что же, сделать можно. Но от грязи воздух не поможет. Максимум получится сдуть пыль, так что лучше всё-таки мыть. Главное – аккуратно. И уж точно не стоит тереть конденсор металлической щёткой.

Больше ничего хорошего с конденсором сделать нельзя. Посмотрим, где можно поковыряться ещё.

Испаритель

Испаритель – тот самый предмет, который требует внимания ещё больше, чем конденсор. Если последний губит автомобиль, то испаритель – его владельца. Механизм понятен. Об этом рассказывали сотни раз, но на всякий случай напомню: именно в нём размножаются всякие микробы, грибы, бактерии и что-то там ещё вредное, в названии чего я не разбираюсь.

Механизм простой: испаритель холодный, поэтому на нём конденсируется влага из тёплого воздуха. Это – та самая вода, которая вытекает на асфальт из-под машины в жару. Вытекает она не полностью, и вся эта микродрянь в виде бактерий (или кого-то там ещё) начинает размножаться в удивительно комфортных для себя условиях. Мы это чувствуем по запаху гнили или влаги в первые секунды после включения кондиционера. Однако запах – это не самое неприятное. Хуже, что микроорганизмы способны стать разносчиками заразы. Водитель, надышавшись таким воздухом, способен подхватить какую-нибудь заразу, которую придётся лечить антибиотиками. В наше время, когда любой чих расценивается как теракт, таких ситуаций лучше избегать. Для этого испаритель нужно прочистить.

Собственно говоря, именно чистку испарителя и имеют в виду в сервисах, когда предлагают почистить кондиционер. Там, конечно, используют дорогое профессиональное оборудование, но всё можно сделать проще и дешевле.

Читайте также:  Эффективные методы борьбы с сорняками

В магазинах есть два типа средства для чистки испарителя: аэрозоль и пена. Второй способ предназначен для ленивых, первый – для супер ленивых. Вот с него и начнём.

Задача аэрозоли – обеззаразить воздуховоды и испаритель. Для этого ей надо туда попасть. Как правильно пользоваться конкретным продуктом, нужно читать в инструкции. Общая схема использования элементарная: распылить внутри салона, закрыть все окна, включить салонную циркуляцию (то есть исключить приток уличного воздуха), включить кондиционер на всю мощность минут на 10. Потом проветрить машину и радоваться жизни. Иногда советуют брызгать аэрозолью в воздухозаборники, которые обычно расположены где-то около лобового стекла. Не знаю, насколько это эффективно. Честно говоря, мне аэрозоль не помогла. Я пытался ей почистить кондиционер восьмилетней машины, но он как вонял могилой Дракулы, так и продолжал вонять после обработки. Меня выручила дымовая шашка, работающая по такому же принципу. Ставить её лучше поближе к салонному фильтру. Точнее, к месту его установки, потому что фильтр лучше снять, а после обработки поставить новый.

Некоторые производители аэрозоли утверждают, что фильтр снимать не надо. Мол, их продукт настолько крут, что свободно проходит через фильтр, убивая все микробы и в нём самом, и во всей системе. Может, так оно и есть, но лучше фильтр всё-таки снять, тем более что обычно это сделать не так уж и трудно.

Второй тип средств – это пена. С ней работать чуть-чуть сложнее, зато она не только обеззараживает, но и отмывает все воздушные магистрали. Её нужно запустить в дренажное отверстие испарителя или в воздуховод за воздушным фильтром. Так что придётся немного напрячься: либо снять фильтр, либо ползать под машиной в поисках дренажа.

Пользоваться пеной нужно аккуратно. В системе она должна полностью осесть и вместе с грязью вытечь через дренаж наружу. Если слишком поторопиться, пена может вылететь из дефлекторов в салон. И вместо чистоты испарителя будет свинарник в салоне. Чтобы нечаянно не испортить всё предприятие, нужно очень внимательно читать инструкцию по применению. Универсальных советов тут нет – только следование инструкции.

Больше в кондиционере чистить нечего. Но кое-что интересное сказать ещё необходимо.

Несколько советов

Понятно, что самостоятельная чистка затевается исключительно ради экономии. Если бы не тяга зажать лишние 1000-1500 рублей, лучше было бы поехать на чистку к профессионалам. Всё-таки хорошая контора сделает всё намного эффективнее, а в случае самостоятельной очистки мы даже не можем гарантировать эффективность пены, аэрозоли или другого выбранного средства. Их много, а что там внутри – сказать никто не может. И цены на них тоже бывают разными.

Мне, например, шашка обошлась в 500 рублей. И она помогла, а аэрозоль за 300 – нет. Итого, уже получилось 800. Вроде, не так уж и много, но можно сделать ещё дешевле. Для этого придётся не только самостоятельно обрабатывать систему, но и делать средство для обеззараживания. В Интернете можно найти десятки рецептов, в основе которых лежат лизол или хлоргексидин, которые можно купить в аптеке. Пользоваться ими надо аккуратно (особенно лизолом), но результат, судя по отзывам, получается неплохим. По крайней мере знаете, что брызжете чем-то полезным, а не непонятной аэрозолью с авторынка.

Если очистка с первой попытки не принесла результатов, отчаиваться не стоит. Если испаритель загажен основательно, одной процедуры может не хватить, и тогда через день-два есть смысл её повторить. И результата добиться тут можно.

И, наконец, последнее. Чтобы не давать в испарителе разводиться всяким микроорганизмам, достаточно не создавать им для этого благоприятных условий. То есть не давать конденсироваться влаге. Для этого достаточно выключить кондиционер или климат-контроль за несколько минут до того, как заглушите мотор около дома. Тёплый воздух довольно быстро высушит испаритель, и бактериям размножаться будет намного сложнее. Само собой, со временем они там всё равно устроят свою колонию, но произойдёт это позже. Вполне вероятно, что машина к тому времени будет уже у нового владельца, и воевать с ними будет уже он.

Само собой, на чистоту конденсора заблаговременное выключение никак не влияет. И радиаторы мыть придётся в любом случае. И лучше это делать всё-таки в сервисе с разборкой пакетов радиаторов. Иначе можно расстаться не только с кондиционером, но и с мотором, и с АКП из-за их хронического перегрева. А это уже совсем другие деньги.

Чистка дымохода от сажи своими руками

Переоценить значение дымохода для оптимальной эксплуатации теплового агрегата трудно. Основной задачей этого устройства является вывод продуктов сгорания из топки в атмосферу. При этом попутно должны быть решены следующие задачи:

  1. Получение равномерного в течение суток теплового режима в доме.
  2. Оптимальный режим горения топлива с учетом его экономного расходования.
  3. Качественное удаление продуктов сгорания из печи и недопущение их попадания в жилую зону здания.

Решение этой триединой задачи обеспечивается правильным конструктивным решением самого теплового агрегата и качественным его обслуживанием в процессе эксплуатации.

Важная роль при этом отводится дымовой трубе. Эффективность этого устройства определяется несколькими важными факторами:

  1. Правильным подбором сечения и размеров дымовой трубы. При квадратной или прямоугольной форме трубы поток дымовых газов, который поднимается вверх по спирали, образует в углах застойные зоны. В них образуется налет сажи в первую очередь. Размер канала должен быть в полтора раза больше топочного отверстия в печи, минимальные размеры квадратного дымового канала составляют 140х140 миллиметров, а площадь сечения круглого должна быть не менее, чем квадратного в указанных размерах. Общая длина дымового канала необходима более 5 метров. Длина горизонтального участка допускается не более одного метра.

Для улучшения тяги в дымовом канале квадратного или прямоугольного сечения часто устанавливаются вкладыши, которые в какой-то степени снижает образование сажи.

  1. Материала, из которого устроен дымоход. В данном случае имеют значение два фактора – качество внутренней поверхности дымового канала и теплопроводность материала, из которого он изготовлен. В первом случае влияние неровностей, кроме снижения скорости потока, сказывается на способности к осаждению сажи. Высокая теплопроводность материала трубы способствует быстрому охлаждению печных газов, а следовательно к повышенной конденсации и оседанию сажи на стенка.
Читайте также:  Шпинат — выращивание дома и на огороде

  1. Уровнем тепловых потерь при эксплуатации. Недостаточность тяги в дымоходе отрицательно сказывается на степени сгорания топлива, что приводит к усиленному засаживанию дымового канала. А загорание сажи в трубе зачастую равносильно стихийному бедствию.

Совокупность и взаимодействие приведенных факторов и определяет успешность работы дымоотводящей системы.

Мы умышленно опускаем ряд правил и важных факторов устройства дымохода, концентрируя внимание читателя именно на причины и следствия образования налета сажи.

В статье описаны различные методы как почистить дымоход от сажи своими руками, в том числе не залезая на крышу.

Что такое сажа и как она образуется

Сажа – это продукт сгорания топлива. Она содержится в дымовых газах в виде мелкодисперсных несгоревших частичек. Кроме нее в их составе содержатся водяные пары от влаги, содержащейся в топливе, угарный газ (СО2) и другие продукты активного окисления топлива. При высокой температуре происходит химическая реакция, в результате которой образуются уже пары соляной и угольной кислот.

Горячий дым конденсирует на внутренней поверхности, в виде маслянистой дурно пахнущей жидкости. В нее попадают твердые не сгоревшие вещества, в следствии чего со временем конденсат превращается в смолянистый осадок. При несоблюдении ряда правил пользования тепловым агрегатом этот осадок накапливается довольно быстро, уменьшая сечение дымохода вплоть до полного его закрытия.

Нужно отметить, что для конденсации нужны определенные условия. Одним из них является температура, при которой она начинается. Есть даже термин для этого – «точка росы». Очевидно, при прогрева дымохода она будет распространяться выше по дымоотводному каналу.

Может возникнуть такая ситуация, когда “точка росы” окажется за пределами дымохода, и конденсация происходит уже в открытом пространстве. Отсюда напрашивается вывод, что избежать образования сажи на стенках дымовой трубы невозможно. Но правильно устроенная система отвода печных газов значительно увеличивает периодичность чисток.

О профилактике дымоотводной трубы

В процессе развития отопительные системы становились все более совершенными. Опытным путем были выработаны некоторые приемы, позволяющие в значительной мере уменьшить образование сажи, такие, как:

  1. Утепление дымохода. Это выполняется следующими способами: оштукатуриванием поверхности кирпичных труб; укрытие наружной поверхности различными рулонными или плитными утеплителями с последующей установкой защиты из фольгированной пленки, металлического листа и других материалов; использование для устройства дымохода специальных утепленных блоков с керамическими трубами; защитные устройства для укрытия выходного отверстия дымовой трубы от мусора и гнездования птиц; применение двухслойных «сэндвич-труб» из металла с прослойкой утеплителя.

Целью всех этих мероприятий является создание условий для быстрого прогрева дымового канала, в результате чего точка росы в процессе поднимается выше, вплоть до выхода в окружающую среду.

  1. Наибольшее количество сажи образуется на изгибах дымохода, поэтому в конструкции нужно использовать не более одного колена при крайней необходимости изменить его направление.
  2. При устройстве дымохода в обязательном порядке производится шабровка внутренней поверхности с целью уменьшения количества неровностей, способствующих осаждению сажи.
  3. Использование при топке химических или биологических методов очистки внутренней поверхности дымовых труб.

Химические способы чистки

Чем протопить печь, чтобы прочистить дымоход? К таковым веществам можно отнести следующие:

  1. Нафталин. Его вносят на поверхность топлива хорошо разогретой печи. При этом нафталин испаряется, и его пары разрушают целостный слой сажевого налета. Он выносится в виде хлопьев в атмосферу. Недостатком способа является неприятный запах этого препарата, остающийся в помещении. Поэтому он не применяется для очистки труб где используется открытый очаг возгорания (например камин).

  1. Изготовленная своими руками из простых и доступных ингредиентов смесь синего цвета. Ознакомимся с составом:
    • 1/5 медный купорос;
    • 1/7 селитры;
    • 1/2 кокс средней фракции.

Смесь вносится в хорошо разогретую топку. Продукты испарения также, как и в первом случае, разрушают слой сажи, уходящей с дымовыми газами наружу. Количество вносимой смеси для одной прочистки составляет порядка 20 грамм, периодичность использования 1-2 раза в месяц. Дверцу топки после внесения смеси нужно плотно прикрыть.

  1. Для борьбы с отложениями сажи используются дрова из осины, которые вносятся в максимально разогретую топку в количестве 1-2 поленьев среднего размера. Температура сгорания таких дров выше, чем у обычно используемого топлива, и незначительные отложения сажи сгорают прямо во время топки. При значительных отложениях этот метод не применяется, чтобы не спровоцировать пожар. Рекомендуется производить регулярно с периодичностью пару раз в 7 дней.

  1. Скорлупа от грецкого ореха. Ее сгорание также происходит при значительной температуре и принцип действия такой же в предыдущем случае. Разовая доза скорлупы должна быть не более трех литров.

  1. Соль каменная. Вносится в топку при розжиге печи в количестве 1-2 ложек. Испарения от нее размягчает слой сажи в трубе, которая отслаивается от стенок и опадает в накопитель.
  2. Картофельные очистки. Их используют путем внесения в топку в количестве до 5 килограмм в сухом виде. Пары крахмала эффективно размягчают сажу, и она отваливается от стенок трубы буквально кусками. Средство используется по мере накопления.

Так же можно использовать для очистки дымохода крахмал в количестве одной ложки на топку.

  1. Химической вещества для защиты дымовых труб. Они производятся промышленностью целенаправленно для защиты дымовых труб от нагара и копоти. Формы выпуска различны от имитации дров или брикетов до порошковых или жидких составов. Укажем на некоторые, наиболее популярные из них:
    • «Полено – трубочист». Производится в виде небольшых размеров брикетов. В его состав входят – сульфат аммония, оксида фосфора, угольный воск, так же могут присутствовать другие химически активные компоненты. За отопительный сезон достаточно использовать 1-2 полена, для поддержания дымохода в хорошем состоянии. Средство исключает образование сажи при топке, а старый нагар разрыхляется и удаляется со стенок. Форма выпуска – брикеты для очистки дымохода. Не путать со средством полено-чистотруб, также являющимся эффективным средством – очистителем.

    • «Коминичек» – порошкообразное вещество, содержится 5 пакетиков по 15 грамм в одной упаковке. Основой является хлорид меди, который способствует беспламенному сгоранию гари и копоти при небольшой температуре без пламени. Рекомендуется использовать при толщине слоя нагара не больше 2 миллиметров. При применении средства нужно тщательно проветривать помещение.
Читайте также:  Срок службы труб отопления в квартире

    • Противонагарная химическая композиция – (ПХК). Средство сжигается прямо в пакетиках в топке. Понадобиться порядка 200 гр. на 1 т. дров.

Средства для удаления нагара представлены в магазинах в широком ассортименте, и всегда можно выбрать подходящий вариант для любой ситуации.

При использовании покупных средств от засаживания дымовых труб необходимо в точности выполнять рекомендации производителя, особенно в части требований по безопасности.

Механические способы очистки от сажи

Это, как правило, кардинальное вмешательство и производится оно не менее раза в год в начале отопительного сезона. Это вызвано необходимостью не только удаления слоя сажи, но и мусора, нанесенного ветром. А иногда приходится доставать и птичьи гнезда, появившиеся в период простоя теплового агрегата.

Прочистка механическим способом производится сверху трубы с использованием различных инструментов и приспособлений, как вручную, так и с применением приводов от электродрели или бензопилы.

Если просвет трубы сильно забит сажей, первоначальную пробивку нужно производить чистым ядром для обрушения нагара, а затем продолжить ершами и щетками до чистых стенок.

Перед началом работы желательно протопить печь с картофельными очистками или крахмалом для размягчения сажи. После охлаждения печи ее поверхность нужно укрыть мокрым полотном, чтобы исключить попадание сажи в помещение при ее обрушении, если это произойдет – уборка помещения займет не один месяц. Также нужно плотно закрыть дверцу топки и поддувала, а шибер открыть полностью.

Работы нужно производить с использованием кровельной лестницы, при необходимости – установить ограждение. Перед подъемом на высоту нельзя принимать сильнодействующих лекарственных препаратов. Прием алкоголя исключен категорически. В противном случае трубочист рискует своим здоровьем.

Все работы нужно выполнять при сухой безветренной погоде в светлое время суток.

Смотреть видео – простой способ очистки

Чистка дымохода своими руками – по-научному и по-народному

Необходимые инструменты

Регулярная чистка дымохода своими руками является гарантией того, что отопительное оборудование будет функционировать в безопасном режиме и с высоким показателем полезного действия.

Уход за дымовыми трубами – эксплуатируем системы отопления безопасно

Все элементы отопительных печей на дровах, твердотопливных котлов, каминов, устанавливаемых в частных жилых домах и на дачах, нуждаются в периодическом уходе и повышенном внимании. Это касается и дымоходов, через которые от указанного оборудования отводятся продукты горения. Если вы не будете регулярно прочищать дымовые трубы, с течением времени они забьются сажей. Она затруднит процесс выхода наружу газов и дыма, которые станут поступать в помещение, отравляя в нем воздух. Даже совсем незначительно (на ваш взгляд) забитый дымоход является причиной увеличения затрат на топливо, что обусловлено снижением показателя полезного действия каминов и печей.

Кроме того, сажа, оседающая на стенках дымоотводящих труб, может самовозгораться. Это нередко приводит к растрескиванию стенок дымоходов и попаданию в жилище через образовавшиеся зазоры искр. А это уже, как вы понимаете, чревато пожаром. Избежать всех описанных проблем не так уж и сложно, если время от времени выполнять прочистку дымовых труб. Периодичность подобной процедуры зависит от того, насколько грамотно эксплуатируется отопительное устройство (в печи нельзя сжигать бытовой мусор, полиэтиленовые пакеты и бутылки и прочие посторонние предметы), от материалов, из которых сделан дымоход, а также от качества сооружения последнего.

Специалисты советуют очищать дымоотводящий тракт каждый год. Тогда вы точно не будете знать проблем со своим отопительным оборудованием. Чистка дымоходов выполняется механическим способом либо с помощью специальных химических составов, которые можно приобрести в строймагазинах. Также некоторые умельцы освобождают трубы от сажи и прочих загрязнений народными средствами. Далее мы поговорим обо всех способах самостоятельной очистки дымоходов подробнее, чтобы вы смогли подобрать подходящую для себя методику.

Инструменты для удаления сажи – без них будет сложно!

Для проведения механической очистки труб вам нужно запастись специальными приспособлениями. Без них подобную процедуру выполнить нереально. Существуют два вида основных инструментов для чистки дымохода своими руками – металлический ерш и щетка. Первое приспособление используется редко. Дело в том, что ерш спускается по дымоотводящему каналу (для этих целей применяется трос) и очищает последний от сажи. При этом по большому счету вы не можете контролировать качество выполнения процедуры. Высока вероятность, что чистка будет осуществлена неэффективно.

Металлический ерш для дымохода

Со щетками все намного проще. Они оснащаются длинной ручкой, протяженность которой несложно увеличить посредством добавления к ней дополнительных сегментов. Это дает возможность прочищать трубы на всю их глубину и при этом добираться до самых труднодоступных участков и углов тракта дымоотводящего тракта. Диаметр используемой щетки всегда берется на 2–4 см больше сечения трубы для отвода продуктов сгорания. Специалисты, кроме того, советуют выбирать инструмент с максимально жесткой щетиной, особенно для тех случаев, когда вы обрабатываете прямоугольные либо квадратные тракты.

Щетки и ерши достаточно качественно очищают дымоходы. Но только при условии, что уход за трактом вы производите регулярно (как было сказано – раз в год).

Если же дымоотводящая труба давно не чистилась, эти приспособления могут и не справиться с накопившимся слоем сажи. В подобных случаях придется приобрести особе ядро и скребок. Эти инструменты выполняют разные задачи. Ядро незаменимо для выталкивания из дымоходов выпавших кирпичей, птичьих гнезд и прочих крупных засоров. Также оно применяется в качестве дополнительного грузка при использовании ерша. Скребок же предназначается для счистки с внутренних поверхностей труб очень плотного и затвердевшего слоя сажи.

Механическая прочистка – трудоемко, но эффективно

Очищение дымоходов своими руками при помощи щеток и прочих приспособлений нужно производить в дни, когда на улице нет ветра. Перед началом операции наденьте защитные очки и марлевую повязку (а лучше респиратор). Сама процедура выполняется по следующему алгоритму:

  1. Все ведущие в дом прочистные отверстия, имеющиеся в конструкции печи либо котла, закрываете жесткими кусками ткани или полиэтиленовой плотной пленкой. Камин рекомендуется занавешивать простыней (ее нужно предварительно смочить в воде). Не забудьте также закрыть дверцы топочного отделения. Если этого не сделать, вам придется убирать сажу еще и из помещения, а не только из дымохода.
  2. Забираетесь на крышу, проверяете трубу на наличие в ней засора (забившиеся листья, мусор). Если он есть, берете шар из металла (ядро), прикрепленный к крепкому тросу, и бросаете его в дымоход. Операцию следует проводить максимально аккуратно. Помните, что ваша задача состоит в прочистке засора, а не в повреждении стенок тракта. После этого можно использовать ершик для удаления продуктов сгорания.
  3. В случае, когда засоров нет, а слой сажи в трубе не очень большой, лучше использовать щетку. Надеваете ее на ручку, просовываете инструмент в дымоход, начинаете счищать отложения. По мере продвижения вверх по тракту добавляйте дополнительные сегменты к ручке. Действуйте таким образом до тех пор, пока полностью не прочистите трубу, а затем очень осторожно доставайте щетку. Вращать инструмент нельзя. В данном случае есть риск отсоединения звеньев рукоятки.
Читайте также:  Что такое валик это. валик

Механическая чистка дымохода

Очистку дымохода можно осуществлять и с помощью рыболовного старого удилища. Тогда не придется тратиться на покупку щетки на ручке и специального ядра. Возьмите длинное удилище, просуньте в его кольца надежную и прочную капроновую веревку. На дальний конец самодельного приспособления установите любое подходящее грузило. Его форма должна быть такой, чтобы оно не застряло в дымоотводящем тракте. Поднимаетесь на крышу с удилищем, проталкиваете его в трубу (здесь придется приложить определенное усилие). Удаляете засоры.

После этого снимаете грузило, привязываете на его место ерш либо металлическую щетку без ручки и выполняете прочистку тракта. Операция может занять много времени, но результат ее будет по-настоящему эффективным. Заметим, что после механической очистки некоторое количество золы и сажи выпадет в топочное отделение. Эти загрязнения удаляются совком и веником. Допускается использовать и пылесос. Как видим, механическая прочистка дымовых труб является трудоемким процессом. Но выполнить его сможет любой физически крепкий мужчина. А главное – всегда есть возможность изготовить недорогое самодельное устройство для ухода за дымоходом. Для рачительных хозяев это имеет огромное значение.

Очищаем тракт химией – способ для ленивых

Если описанная выше методика очистки дымоходов своими руками вам не подходит, попробуйте использовать специальные химические средства, которыми обрабатывается топливо (уголь, дрова, опилки) во время его горения. Такие препараты выделяют особые соединения при сгорании. При испарении они замедляют процесс образования сажи, а также воздействуют на структуру загрязнений, которые откладываются в дымовом тракте.

Химические средства для чистки труб

Если применять химические средства постоянно, вся сажа со стенок дымохода будет осыпаться вниз, и вам не потребуется проводить механическую очистку труб. Заметим, что подобные препараты для человека полностью безвредны. Нужно лишь приобретать сертифицированные химические средства, которые выпускаются проверенными производителями. Мы рекомендуем вам обратить внимание на такие хим. препараты:

  • Полено-трубочист – изготавливается в форме бруска с небольшими геометрическими размерами. При его регулярном сжигании вместе с дровами количество сажевых отложений существенно снижается.
  • Коминичек – продукция чешской компании. Этот химический состав уничтожает сажу в дымовом тракте (при условии, что ее толщина на стенках не более 2 мм). Продается Коминичек в маленьких 14-граммовых упаковках. Одного комплекта данного состава хватает на 1,5–2 месяца применения.
  • ПХК – очень сильный препарат для удаления продуктов сгорания с внутренних поверхностей дымоходов. Его следует использовать строго в тех количествах, которые указывает производитель.

Существуют и другие хим. составы для ухода за дымовыми трубами. Они могут продаваться в виде порошков, брикетов и даже жидкостей, которыми сбрызгивают дрова перед растопкой отопительного агрегата. Подобрать подходящий по цене и удобству применения препарат вам будет несложно.

Очистка дымоходов народными средствами – почему бы не попробовать?

Химические препараты делают процесс прочистки труб очень простым. Но они стоят денег (иногда немалых). Если вы не готовы тратиться на такие составы, можно попытаться удалить сажу из дымоходов дедовскими способами. Их эффективность проверена веками. Почему бы и современному человеку не использовать народные технологии, которыми пользовались наши предки?

Осиновые дрова для чистки труб

Самая известная дедовская методика удаления продуктов сгорания из дымоотводящих труб основывается на использовании осиновых дров (они при сжигании выделяют много тепла). Вам нужно:

  • закрыть задвижки печи;
  • заложить отопительное устройство дровами;
  • поджечь древесину и закрыть топку.

При горении дров наблюдается сжигание сажи на внутренних стенках дымохода. Из трубы на улицу начинают вылетать крупные по размерам хлопья. А само отопительное устройство достаточно громко гудит. Сразу заметим, что такой способ очистки среди профессионалов считается очень опасным (есть риск возгорания трубы). Поэтому реализовывать его самостоятельно следует с максимальной осторожностью.

Предупредить чрезмерное образование сажи в дымоходе можно очень простым способом. При каждой растопке отопительного агрегата насыпайте немного соли на дрова (чем меньше ваша печка, тем меньше соли следует добавлять). Не забывайте, что подобная методика является профилактической. Соль не удаляет имеющуюся сажу из дымовых труб. Она лишь уменьшает образование новых отложений. Вместо соли иногда используют особый состав. Его делают самостоятельно из селитры (7 частей), медного купороса (5 ч.) и кокса в порошковом виде (2 ч.). Такую смесь следует насыпать на дрова в небольших количествах через каждые 3–4 топки. Расход состава – 200 г на 1000 кг топлива.

Опишем и еще один народный способ прочистки дымовых трактов. Он достаточно эффективный и при этом требует минимальных финансовых затрат. Интересующая нас методика предполагает использование очисток от обычного картофеля. Их высушивают, помещают в емкость (например, в ведро), оставляют на 48–60 часов. А затем сжигают очистки с дровами. При сгорании картофельная шелуха выделяет крахмал. Он расщепляет в дымоходе сажу, которая в течение 2–3 дней после протопки падает прямо в печь. Желательно затем дополнительно очистить трубу ядром. И не забудьте хорошо прочистить свой отопительный агрегат после описанных работ. В нем будет немало остатков продуктов горения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: