Что нужно знать о травертине, как материале для облицовки

Все о травертине: происхождение, состав и свойства

Травертин ведет свою историю с давних времен – в архитектуре его начали применять еще в Древнем Риме. Красивый, хорошо поддающийся обработке природный камень широко использовали для обустройства мостов и акведуков, возведения дворцов и церквей, строительства домов и терм. С течением времени травертин не только не устарел, но и стал очень популярным отделочным материалом.

Содержание:

Что такое травертин

Натуральный травертин – природный минерал, отличающийся небольшой твердостью и характерной зернистой структурой. Это горная порода, основу которой составляет карбонат кальция.

Как образуется травертин

Камень рождается в местах, где на поверхность, богатую известняком или залежами мела, вырываются подземные воды, насыщенные углекислым газом. На выходе диоксид углерода вступает в химическую реакцию с воздухом и бикарбонатом кальция, находящимся в почве. В результате этого взаимодействия образуется карбонат кальция. Вещество не растворяется в воде и выпадает в осадок, который с течением времени уплотняется, создавая минеральные отложения – известковый туф. Это и есть травертин.

Что влияет на качества камня

В процессе создания на отложения оказывают воздействие множество факторов, таких как:

степень концентрации углекислого газа;

температура воды и воздуха;

сила турбулентности водного потока;

интенсивность солнечного света и многие другие аспекты.

Все эти факторы влияют на качества материала. Например, наиболее цельные камни получаются в водоемах со стоячими водами. В местах с сильным течением образуются разновидности с более пористой структурой и меньшей плотностью – желваковые и губчатые.

Особенности и свойства травертина

По своим характеристикам он являет собой переходную стадию между известняком и мрамором. Первый этап уже преодолел, «перележав» несколько веков, но следующей ступени еще не достиг. Неофициально его даже называют «молодым» или «недозревшим мрамором», однако в отличие от благородного « собрата» стоимость его гораздо доступнее.

Внешний вид

Внешне натуральный камень травертин очень похож на известняк, и при первом взгляде их даже можно спутать. Визуально различить помогает строение материалов. Если известняк отличает плотная структура, то для травертина характерна ноздреватость. При распиливании на поверхности камня проявляется живописный рельеф.

Свойства

Основными характеристиками натурального травертина считают:

Плотность зависит от интенсивности выпадения осадка и давления вышележащих слоев на нижние пласты. Пористость придают вкрапления частиц биологического происхождения (ракушек, веточек, остатков скелетов позвоночных животных и пр.) и пузырьки углекислого газа, проходящие сквозь толщу наслоений. Окраска связана с плотностью материала и воздействием различных примесей. В его состав кроме карбоната кальция входят всевозможные включения минерального и органического происхождения. Чем больше их количество, тем выше плотность и соответственно, темнее цвет камня.

Каких цветов бывает травертин

Для большей части известковых туфов свойственны светлые оттенки: кремовый, песочный, серый, бежевый и т.п. Для них характерна невысокая плотность и склонность к более быстрому истиранию. Темные травертины отличаются более высокой плотностью, настолько, что способны выдерживать большую нагрузку. По прочности они практически сопоставимы с мрамором. Также существуют разновидности с насыщенной окраской желтого и красного цветов, добываемые в Иране. Такой тон им придают примеси определенных пигментов.

Особенности формирования

Натуральный травертин продолжает меняться и после добычи. Химический процесс не прекращается – контактируя с воздухом, камень еще больше твердеет и уплотняется. Меняется и окраска. Соли железа, присутствующие в составе, окисляются, из-за чего цвет темнеет, а светлые разновидности приобретают песочный оттенок.

Где добывается травертин

Известняковый туф залегает на небольшой глубине на дне водоемов с углекислыми источниками. Как правило, они находятся в горных гротах и пещерах.

Месторождения в России

Территорию Российской Федерации природа наделила залежами известнякового туфа в нескольких местах. Добыча ведется:

на Кавказе, в районе города Пятигорск;

в Ленинградской области, возле поселка Пудость;

на Камчатском полуострове.

Месторождения в мире

Подземные кладовые минерала рассредоточились по всему миру. Он добывается в Германии, Киргизии, Таджикистане, Иране, Мексике, Греции, Португалии, США, Армении, Азербайджане и других странах. Крупным импортером является Турция. По-прежнему богаты древнейшие месторождения в Италии.

Применение травертина в России и мире

Известняковый туф уже несколько тысячелетий используется для возведения различных сооружений и отделочных работ. Особенно активно его использовали античные итальянские архитекторы.

Применение в России

В России травертин также известен давно и пользуется большой популярностью. Он использовался при строительстве Казанского собора, отделке гостиницы «Москва» в Санкт-Петербурге, облицовке станций метро «Выборгская» и Озерки». Известняковым туфом оформлены здания информационного агентства «ИТАР-ТАСС», издательства «Известий» и многие другие сооружения.

Применение в мире

Известные памятники римской архитектуры – наглядный пример того, как использовали травертин в зодчестве. Его применяли при строительстве Колизея, Собора Святого Петра в Ватикане, Собора Святого Марка, Дворца правосудия в Риме, фонтана Треви, моста Святого Ангела и других сооружений. Сегодня его используют во всем мире для наружной и внутренней отделки частных домов и административных зданий. Например, в Барселоне известняковый туф украшает мультиспортивный стадион имени Льюиса Компаниса, в Лос-Анджелесе – музейный комплекс Гетти центр.

Читайте также:  Экран для проектора своими руками из натяжного потолка

Травертин как отделочный материал

Натуральный камень травертин – твердый материал с невысокой плотностью. Он податлив и хорошо поддается механической обработке. Минерал достаточно легко режется, что позволяет распиливать его на части ровных геометрических форм. Например, плитка получается с идеально прямыми краями и ее можно укладывать практически без швов.

Преимущества

Травертин – трендовый отделочный материал, широко использующийся в декоративных целях. Он отличается простотой обработки, но это далеко не все преимущества, определившие его популярность. Неугасающий, и все более разгорающийся интерес дизайнеров подогревается следующими достоинствами:

  • Эстетичность. Известняковый туф притягателен своей естественной красотой, ему свойственно многообразие рисунков текстуры и широкая палитра природных оттенков. Внешне он может напоминать мрамор, гранит, или даже походить на элитную породу дерева, изъязвленную жучками-древоточцами. Еще одно интересное свойство – необычайная уютность. Интерьер с такой отделкой совершенно не «давит», наоборот, создается впечатление ширины и простора.
  • Экологичность. Минерал абсолютно безопасен и не имеет ни малейшей примеси каких-либо радиоактивных веществ. В этом плане он может использоваться без каких-либо ограничений: в любых помещениях и любом количестве.
  • Огнеустойчивость. Не подвержен воздействию высоких температур и обладает высокой теплопроводностью.
  • Морозо- и влагостойкость. Несмотря на ячеистую структуру, после обработки камень не впитывает воду. С этим связана и устойчивость к низким температурам. Так как влага не проникает вовнутрь, соответственно нечему замерзать, и не образуется лед, разрушающий изнутри.
  • Универсальность. Минерал может применяться как для наружной, так и внутренней отделки, а также для ландшафтного дизайна.
  • Стоимость. Как правило, цена достаточно демократичная, что делает материал доступным широкому кругу покупателей. Даже у самых дорогих сортов стоимость можно считать не высокой, если сравнивать с мрамором.

Сфера применения

Красивый и легкий в обработке натуральный травертин заслуженно пользуется широкой популярностью. Область его применения практически не ограничена. Его используют для:

отделки фасадов и цоколей;

создания геометрически сложных изделий – балясин, колонн, карнизов и прочих декоративных элементов;

оформления интерьеров – облицовки стен и укладки пола;

отделки ванных комнат;

выкладывания дорожек и террас.

Уход за поверхностями из натурального травертина

Чтобы сохранить первозданную красоту травертиновой отделки как можно дольше, за ней нужно ухаживать. Сразу же после укладки поверхность рекомендуется обработать специальной пропиткой, закрывающей поры. Она никак не повлияет на внешний вид, но создаст защитный микрослой, который будет препятствовать проникновению грязи и уберегать от быстрого истирания. Кроме того, рекомендуется:

Регулярная протирка. Периодически следует удалять пыль влажной губкой или мягкой тряпочкой, смоченной в специальном средстве для ухода за природным камнем.

Быстрое удаление жидкостей. Травертиновая отделка чувствительна к воздействию кислотосодержащих веществ. Поэтому в случае пролития вина, уксуса и прочих жидкостей их следует как можно скорее удалить и промыть водой место загрязнения.

Несмотря на бережный уход, со временем все же появляются царапины и небольшие трещины. Проблема устраняется шлифованием, но процедуру должен выполнять квалифицированный специалист, знающий, как работать с натуральным камнем.

Если внешний вид травертиновой поверхности потерял былой блеск, его можно восстановить с помощью специальных мастик на основе воска, а для повышения износостойкости провести процедуру кристаллизации.

Как видим, рекомендации по уходу несложны в выполнении, и если им следовать, декоративные качества покрытия будут сохраняться длительное время

Декоративная штукатурка травертин в интерьере: виды и подробная технология нанесения

Эффектную текстуру римского камня имитирует декоративная штукатурка травертин, с помощью которой легко украсить любой интерьер. Травертин – это тонкозернистый известковый туф (форма горной породы промежуточная между мрамором и известняком), прекрасно поддающийся шлифованию и полировке. Благодаря красоте и “послушности” камень широко применялся уже во времена античные. Его называли travertino или камень из Тибура. Для него характерны ноздреватость, пористое строение.

История происхождения и состав

Камень в оформлении жилища используется человечеством, начиная с древних времен. Каменные дома вызывают ощущение надёжности и вечности. Штукатурку под камень применяли ещё древние этруски. Позже штукатурка с наполнением каменной мукой и мелкой крошкой была распространена римлянами по большой территории. Древние флорентийцы изготавливали травертиновую штукатурку для сграффито. Травертин использовался для облицовки и строительства зданий почти также широко, как и мрамор. Всем известный Коллизей – построен из травертина Сабинских гор.

В природе можно встретить камень от белого до коричневого цвета, обычно светлых тонов, чаще желтоватого, кремового и песочного оттенка. От плотного известняка травертин отличается пористостью, поэтому она стала основной приметой, которую стараются изобразить, имитируя каменную природу. Чтобы успешнее сымитировать натуральный камень, уже в наше время изобрели штукатурку травертин (ещё одно название французского происхождения – травентин). Готовые составы можно приобрести или сделать смесь своими руками.

Читайте также:  Стул с сиденьем из бумаги

Достоинства и недостатки

Имитируя поверхность натурального камня, декоративная штукатурка травертин приближается к нему и по другим параметрам.

  • хорошей прочностью,
  • эстетической привлекательностью,
  • экологичностью,
  • паропроводимостью,
  • влагоустойчивостью,
  • пожаробезопасностью,
  • хорошей адгезивностью,
  • хорошей сопротивляемостью к биопоражениям,
  • устойчивостью к воздействию агрессивных веществ,
  • многовариантность техник нанесения,
  • ремонтопригодность,
  • легко окрашивается, не теряя своей фактуры,
  • богатством колорита смесей,
  • лёгкостью в уходе,
  • универсальностью.

Некоторым минусом штукатурки стала:

  • высокая цена составов,

Виды смесей

Облечь стены дома в травертин можно, не покупая натурального камня. Для этого достаточно использовать штукатурные составы и технику имитации фактуры травертина. Благо, материалов для этого хватает.

Для имитации можно использовать:

  • готовую смесь Травертино, в которую входят песок, известковое тесто и мраморная крошка;
  • сухую смесь Жидкий травертин, компонентами которой являются полимерное вяжущее и травертиновая крошка мелкой фракции (состав разводится объёмом воды, указанным на упаковке). На 92% жидкий травертин состоит из природного римского камня;
  • штукатурки цементно-песчаные с белым цементом, в которые требуется добавить краситель (можно приготовить самостоятельно, тогда покрытие обойдётся дешево);
  • шпаклёвки или штукатурки гипсовые (в них добавляют песок и пигмент).

Для травертино подойдёт штукатурка любого вида, кроме силикатной, роллерной, камешковой и флоковой.

Основной и вспомогательный инструмент

Техник нанесения травертино несколько. Ниже приводятся приспособления и инструменты, которые могут понадобиться:

  • Кельма-гладилка (должна иметь закруглённые углы),
  • шпатели,
  • пистолет для нанесения раствора (хоппер),
  • жёсткая щётка,
  • кисть (для покрытия лаком или торцевания),
  • шлифовальная машинка,
  • валики,
  • малярный скотч,
  • уровень, линейка для разметки,
  • ёмкости,
  • миксер,
  • наждачка,
  • чистая ветошь.

Декоративная штукатурка под травентин может не потребовать профессиональных инструментов, она получится хорошо, если будет соблюдена технология нанесения, материалы будут соответствовать условиям (для наружных работ это особенно важно), стены будут качественно подготовлены.

Подготовка поверхности

Отделка травентин – не столь тонкое покрытие, как венецианка. Однако, она и не настолько рельефна, чтобы скрыть большинство из встречающихся дефектов стен.

Поэтому поверхность основания нужно:

  • очистить от остатков прежнего покрытия;
  • отремонтировать трещины и сколы;
  • вывести жировые пятна и плесень;
  • устранить все имеющиеся дефекты выравнивающей штукатурки;
  • покрыть адгезионной грунтовкой с добавлением пигмента, близкого по тону к цвету будущего покрытия;
  • хорошо просушить.

Если нет уверенности в хорошей адгезии состава с материалом стен – используйте армирующую сетку.

Декоративная штукатурка травертин в интерьере будет выглядеть особенно великолепно, если она выполнена в традиционной технике. Отделка жидкий травертин смотрится особо строго и нарядно.

Технология нанесения

Имитация может быть подобна полированному или необработанному каменному массиву, либо каменной стене, сложенной из блоков. Для каждого из этих случаев травертино штукатурки и виды нанесения составов разнятся. Имитация массивного полированного камня выполняется в технике венецианской штукатурки. Ниже приводятся иные способы нанесения.

Сплошное нанесение

В случае создания травентино, декоративный слой можно наносить по-разному. В целом нанесение такой штукатурки очень похоже на технологию штукатурки называемой карта мира.

Три наиболее употребительных способа:

  1. Подготовленный раствор кельмой или шпателем накладывается ровным слоем до 2 мм. Затем покрытие обрабатывается жёсткой кистью или широкой щёткой тычками, чем имитируется пористая поверхность. Пористые участки на этом этапе могут составлять до 80% площади. Эти проценты уменьшатся после заглаживания слоя штукатурки.
  2. Раствор переносится на стену торцом жёсткой кисти тычковыми движениями. Рельефная поверхность камня создаётся сразу же. Этот способ несколько кропотливее и медленнее.
  3. Каменная поверхность имитируется торцеванием нанесённого раствора рабочей плоскостью кельмы, на которой шпателем распределена смесь. Метод”на отлип” создаёт требуемую шероховатость поверхности.

Через 15-20 минут поверхность слоя слегка приглаживается чистой влажной кельмой. Делается это так, чтобы получались гладкие участки вперемешку с шероховатыми. Направление движений кельмы должно быть разнонаправленным.

Частичное нанесение

Существует способ, по которому декоративная штукатурка с эффектом травертин может наноситься не полностью.

Последовательность работы следующая:

  1. на подготовленную стену валиком наносится плотно (без пропусков) контактный грунт с кварцевым наполнением. Ещё лучше, если будет нанесено два слоя, так как в данном случае грунт не будет весь перекрываться сверху. Если покрытие планируется сделать двухцветным, то грунт можно подкрасить.
  2. На высохший грунт наносится рабочий состав. Делается это кельмой методом торцевания. На кельму шпателем наносится и равномерно распределяется небольшое количество смеси, которая переносится на стену приёмом “на отлип” местами (не по всей поверхности). После начала подсыхания смесь приглаживается и перераспределяется в разных направлениях краем кельмы. Кельму держат под углом до 30 градусов к стене.
  3. После высыхания покрытия стену очищают от изъянов наждачной бумагой или с помощью механических средств.

Горизонтальный рисунок

Рисунок делается шпателем “на продир”.

  1. Базовый тонкий, ровный слой наносят на просушенную загрунтованную поверхность. После высыхания кельмой на толщину зёрен наносят декоративный слой, площадью примерно 2 кв.м. Дают слою подсохнуть так, чтобы раствор не прилипал к пальцам руки. К стене прикладывают горизонтально уровень. Вдоль него по слою проводят лезвием шпателя, расположенным перпендикулярно стене. При этом часть раствора со стены снимается. Полосы продира стараются делать такими, чтобы они выглядели естественными. Снимаемый шпателем материал скидывают в ведро. Он годится для нанесения на стену повторно.
  2. Пока обработанный участок подсыхает, наносят смесь на следующий. После небольшого перерыва участок с продирами приглаживают и уплотняют чистой кельмой вдоль продиров. Следующее уплотнение делается аналогично через 10-15 минут. После чего слою дают полностью высохнуть. Трёхкратное заглаживание делает стену гладкой. Зачистки наждачкой не требуется. Кое-где остаются на поверхности песчинки. Они легко снимаются кистью.
Читайте также:  Что такое полотенцесушитель. Какой полотенцесушитель выбрать для ванной комнаты: водяной или электрический

Вертикальный рисунок

Рисунок наносится аналогично горизонтальному, но в направлении сверху вниз (имея небольшой опыт можно не пользоваться линейкой). Имитировать травертино декоративной штукатуркой можно также нанесением по диагонали.

Создание каменной кладки

Для кладки или облицовки стен травертин обычно используется блоками или пластинами. Кладку из блоков травертина или облицовку можно сымитировать, нанеся на стену сетку “швов”. Первый способ состоит в процарапывании линий при помощи стамески или иного острого предмета. К стене с подсыхающим декоративным слоем, поверхность которого уже оформлена под камень, прикладывают линейку и по ней процарапывают швы. После этого “швы” немного приглаживают влажной полусухой кисточкой, чтобы загладить заусенцы.

Формирование кирпичной кладки методом “процарапывания”.

Ещё одна техника имитации кладки, в которой используют декоративная штукатурка травертин, аналогична имитации кирпичной кладки.

  1. Подготовить смесь перемешать готовую, сухую – соединить с водой.
  2. Нанести равномерно 1-1.5 мм. кельмой или широким шпателем.
  3. Через 5-6 часов стену разметить, наклеить, оставляя хвостики, ленточки (сначала горизонтальные, поверх них – вертикальные).
  4. Размешать смесь с водой до стекания. Хоппером нанести 2-й слой 1-1.5мм.
  5. Через 15-30 минут нужно загладить слой мокрой кельмой (можно после этого дополнительно нанести ещё один слой штукатурки для выразительности, загладить через такой же промежуток времени).
  6. Удалить ленты скотча.
  7. В момент высыхания загладить кельмой до глянца, либо через 10-12 ч при температуре воздуха +15оС (после полного высыхания слоя) произвести шлифовку шлифмашинкой (абразивом от 150 до 500).
  8. Продуть воздухом компрессора, чтобы удалить пыль.
  9. Нанести защитную пропитку ProtectGuard STUCCO в 2 слоя методом “мокрое на мокрое”.

Из этого количества способов любой, даже начинающий отделочник, может выбрать тот, что будет ему по плечу. Местом для пробы и практики нанесения смеси послужит кусок гипсокартона.

Окрашивание, лакировка или покрытие воском

После высыхания штукатурного слоя стены, при желании, окрашивают декоративной глазурью или иными красочными составами. Покрытие под травертин можно окрасить в один цвет или сделать двухцветным.

Можно придать цвет самому раствору, но нужно помнить, что после высыхания он будет более светлым. Поэтому желательно при колеровании смеси сделать пробный выкрас.

Финишной отделкой покрытия с эффектом травертина является вощение. Воск можно наносить валиком, кистью или губкой. Круговыми втирающими движениями губки воск наносится и сразу растушевывается. Ему дают немного подсохнуть и протирают сухой ветошью, убирая следы, оставленные губкой.

Часто продиры тонируют в другой цвет. Чтобы продиры оттонировать, нужно дождаться, чтобы предыдущий слой воска высох. Воск в отдельной ёмкости тонируется пигментом в нужный цвет и наносится обильно губкой на стену. Сразу же с верхушек поверхности стены тонированный воск удаляют. Лучше сделать это обычным автомобильным дворником, который справляется с этой задачей лучше резинового шпателя. Тонированный воск при этом остаётся только в углублениях продиров. Воску дают полностью высохнуть, после чего стена полируется ветошью.

Другим средством защиты покрытия под травертин является лакировка. Наносится лак только после полного высыхания состава. Его можно тонировать, добавляя цвет и глубину “каменному” декору стен.

Расход смеси и популярные производители

Толщина наложенной штукатурки небольшая. Потому расход материала обычно невелик – в среднем всего 1.5-2 кг/м2. Расход смеси зависит от рецептуры, техники исполнения покрытия и от уровня мастерства. Для точного расчета вы можете воспользоваться нашим онлайн калькулятором декоративной штукатурки.

Фактурные смеси травертино готовые или в виде порошка производят многие производители:

  • Травертино (российский производитель Wowcolor),
  • Calce Antica a Spatola (итальянская компания J COLORS S.p.A.),
  • Travertinus (итальянский производитель Adicolor),
  • Verona (российский производитель),
  • Decorazza Traverta (российский холдинг Interra Deco Group),
  • Marmo Antiko и Intonachino Minerale (итальянский производитель San Marco),
  • Traverto Sol (российская компания MascaradE),
  • Jazz travertino (итальянский производитель Colorifico Sammarinese),
  • Travertino Clavel (французская компания Clavel),
  • Римский камень (российская компания Оптимист-элит) и др.

Декоративная штукатурка своими руками – это не только “короед” или “шуба“, но и более сложные имитации. Облачите свой дом в травертино романо, и вы ощутите себя на перекрёстке времён и на гребне прогресса.

Декоративная штукатурка травертин: что это такое и как ее наносить

Во время задумки будущего интерьера жилья, каждый задумывается и о будущем уюте, красоте и стиле. Ведь желание создать оригинальный интерьер, свою изюминку, а часто хочется сделать все своими руками. А так же делать все это быстро и экономно. Все мы знаем, сколько времени длиться ремонт и каких неземных денег он стоит.

Читайте также:  Схема подключения водонагревателя Аристон к водопроводу и электрическому току

В последнее время стало модным и популярным использование декоративной штукатурки разных видов. Крашеные стены или обои постепенно отходят на задний план, предоставляя возможность каждому домовладельцу выразить себя с помощью оригинально и неповторимого интерьера отделкой штукатуркой травертин тех же стен, а иногда и потолка.

Именно поэтому советуем рассмотреть вид декоративной штукатурки — Травертин. Именно этот материал за небольшие деньги сможет показать всю Вашу уникальность, поможет выразить внутренний мир владельца и сделать квартиру или дом неповторимым. Ведь данную штукатурку можно нанести совершенно разными способами и тем самым это придает ей неповторимости рисунка и атмосферы. Данный вид штукатурки отлично вписывается в любой стиль интерьера – от классики до модерна, или даже в хай-тек. Штукатурка шикарно подражает природным оригиналам камня.

Что такое декоративная штукатурка травертин

Travertino (Травертин) – разновидность декоративной штукатурки, в состав которой входит известняк и она отлично имитирует текстуру и фактуру натурального камня. Применяют ее и для наружных и для внутренних отделочных работ. Сейчас это один из популярных способов отделки поверхностей помещения. Обладает эта штукатурка изысканной эстетикой. И тот, кто хоть раз с ней сталкивался, не останется равнодушным.

Что такое декоративная штукатурка травертин

Невозможно устоять перед желанием иметь это произведение искусства в своем доме. Популярной работой с применением травертина считается рисунок Карты Мира на стене. А так же популярно изготовление декоративного камина с помощью гипсокартона и шпаклевкой нанести на него рисунок природного камня. Штукатурный каминный интерьер выглядит эффектно и натурально. Данный вид штукатурки широко использовался в Италии в Древнем Риме при строительстве и декорировании стен Колизея. Состав декоративной штукатурки травертин:

  • Мраморная крошка
  • Известняк
  • Акрил

Особенности травертина

Штукатурка травертин расход на 1м 2 составляет всего 1,5 — 2 кг. А так же при необходимости данную штукатурку можно реставрировать. Купить данный отделочный материал можно в специализированных точках. Очень хорошей фирмой считается Decorazza, в которой есть декоративная штукатурка для внутренней отделки стен травертин ( Traverta).

Цена которой не дешевая, но качество высшего уровня Травертин штукатурка виды: силикатная и минеральная. Силикатная состоит из акриловых полимеров, а минеральная – из цемента или извести.

Уроки по нанесению декоративной штукатурки TRAVERTINO (видео)

Подготовка поверхности и нанесения штукатурки

Перед тем как штукатурить, нам нужно подготовить поверхность – важный этап, дабы улучшить и продлить срок службы штукатурки. Подготовка поверхности включает такие этапы:

  1. Очищаем стены от краски, слои мела, обоев, и др. Лучше убрать все старые элементы покрытия стен.
  2. Необходимо выровнять поверхность. Важным этапом является оштукатуривание стен, при их больших изгибах. Так же нужно заделать все трещины, так как в дальнейшем это может привести как разрушению травертина.
  3. Завершающим этапом подготовки является грунтовка стен. Это обязательно, иначе старое покрытие стены впитает влагу из Травертина, что приведет как разрушению последней. Сначала наносят первый слой, чтобы хорошо пропитать стену закрыть все поры и дожидаются его полного высыхания. А затем уже грунтуют вторым грунтующим слоем и тоже ждут полного высыхания.

Нанесение травертина

  • Сама штукатурка
  • Дрель с миксерной насадкой
  • Емкость для замешивания раствора
  • Валики
  • Ветошь
  • Маленькие и большие шпатели
  • Кельма
  • Жесткие кисти
  • Губка
  • Наждачная бумага либо шлифовальная машинка

Работать с штукатуркой лишь при комнатной температуре:

  1. Набираем на широкий шпатель либо кельму шпаклевку, наносить нужно тонким слоем в пару миллиметров на поверхность
  2. Оставляем до полного высыхания, не меньше чем на 12 часов
  3. После полного высыхания шлифуем поверхность. Если этого не делать, то в дальнейшем измениться цвет покраски
  4. Далее выбираем технику нанесения травертина
  5. После нанесения рисунка, необходимо опять прошлифовать
  6. Затем при необходимости красим поверхность
  7. Если окрашивания не было, то вскрываем воском, а при окрашивании нужно и покрытие лаком.

Разнообразие фактур и рельефов

Что касается разнообразия, то здесь существуют две техники нанесения :

  • Сплошное покрытие
  • Частичное покрытие

В сплошном покрытии метод заключается в том, чтобы покрыть равномерно всю поверхность, но создавать пробелы в идее ямок (углублений) с помощью разной толщины шпателей. А в частичном покрытии нужно рандомно создать бугорки в разных местах поверхности. И создают эти неровности с помощью жесткой кисти, губки либо тряпками. И в той и в той технологии фактурный камень выглядит очень естественно. Эффект потрясающий. Что касается рисунка, то он бывает:

  • Вертикальный
  • Горизонтальный
  • Смешанный
  • Пятнистый

Достоинства, недостатки и свойства штукатурки

Стоит упомянуть, что декоративная штукатурка травертин без запаха, не токсична и не горюча. Так у штукатурки очень мелкая фракция (крошка), а потому ею легко скрыть царапины, сколы, трещины и др. Материал накладывают толстым слоем, а потому с ее помощью можно исправить все неровности поверхностей. У материала широкая гамма цветов и оттенков, но стоит помнить, что после высыхания штукатурка становиться на тон, а то и на 2 светлее, поэтому нужно изначально правильно выбрать цвет и тон.

Читайте также:  Что такое чугун: состав и содержание углерода в сплаве

Преимущества декоративной штукатурки травертин

Главные плюсы материала:

  • Простота нанесения
  • Экологически чистый материал
  • Паропроницаемость
  • Недорогая стоимость
  • Прочность
  • Маскировка недостатков стен и других поверхностей
  • Неповторимый рисунок
  • Простота в уходе
  • Широкая цветовая гамма
  • Устойчивость к воде, влаге, огню, биологическим факторам

Что касается недостатков, то это некоторые сложности в профессиональном нанесении материала. Но и это трудно назвать недостатком, так как все приходит с опытом. Советуем приобрести данный продукт. С помощью травертина создается неповторимый стиль, а сделать все это можно и своими руками, даже новичку без специального обучения это под силу. А из-за экономичности использования сделать это можно за небольшие деньги. И сам конечный результат Вас приятно удивит. А длительный срок службы, устойчивость к физическим факторам и легкость в обиходе так же не оставят никого равнодушным.

Многоцветные штукатурки сграффито.

Общие сведения. Многоцветные штукатурки сграффито (с итальянского – выцарапанный) получают последовательным нанесением один на другой тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис.118).

Стоимость цветных штукатурок довольно высока. Эти штукатурки плохо поддаются ремонту Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора может быть различный, например белый, желтый, красный, синий, коричневый. Количество пигмента зависит от требуемого цвета раствора.

Составы растворов для цветных штукатурок, объемные части:

  • белый (известковое тесто 1, белый песок 3)
  • желтый (известковое тесто 1 белый песок 3,5, охра 0,2)
  • красный (известковое тесто 1 белый песок 3, мумия 0,4)
  • синий (известковое тесто 1 белый песок 3, ультрамарин 0,3)
  • коричневый (известковое тесто 1 портландцемент 3 белый песок 3,5 охра золотистая 0,3 умбра 0,1)
  • розовый (известковое тесто 1 белый песок 2,5 молотый кирпич 0,3)

Подготовка включает очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей.

Рис. 119. Резцы для выполнения
штукатурки сграффито

После этого провешивают поверхности, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Для грунта применяют тот же раствор, которым выполняют декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой.

Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных слоев. Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола либо намазывают непосредственно с сокола или полутерком. Каждый нанесенный слой раствора разравнивают и одновременно уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка.

Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известково-песчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше. Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм, так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм, последующие слои – третий, четвертый и т. д. – могут быть такой же толщины.

Рис. 120. Трафарет и следы от припороха

Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм. Раствор наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.

Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15-30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет – третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, затирают даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.

Рис. 121.
Положение резца во время работы:
1 – резец,
2 – красный слой,
3 – синий слой

Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти. Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его хорошо смачивают водой и только после впитывания им воды наносят последующие слои.

Читайте также:  Теплоизоляционные цилиндры: скорлупа для труб из минеральной ваты и пенополиуретана, утеплитель из ППУ для теплоизоляции трубопроводов

Выцарапывание рисунка по трафарету. Для выцарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 119). Одни резцы применяют для подрезания раствора, другие – для его выбирания, третьи – для зачистки и т. д. Трафарет и тампон для Занесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом.

Рис. 122.
Шаблоны для выполнения сграффито:
а – форма звезды,
б -лекало звездыс формой серпа и молота,
в – лекало серпа и молота

Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу или обычным рисованием по клеточкам увеличивают или уменьшают размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм, кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.

Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.

Рис. 123.
Форма (а) и лекало (б) пятиугольника

Трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, отчего получается рисунок – припорох в виде точек (рис.120). Затем трафарет переносят дальше, где повторяют ту же операцию. Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5-6 ч после ее нанесения; пересохший раствор режется с трудом. Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное время. Для этого поверхность разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров.

К полученным контурам рисунка – припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду. Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60 (рис.121). После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между, контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет.

Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями: листья – темно-зеленые, желуди – желтые, а чашечки, в которых находятся желуди, – светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне. Таким образом, для выполнения рисунка требуется четыре слоя: нижний, темно-зеленый – для листьев, второй, желтый, – для желудей, третий, светло-зеленый, – для чашечек, четвертый, синий, – поле, на котором расположен орнамент.

При выполнении рисунка чашечки прорезывают бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняют рисунок желудя, глубина бороздки больше. Самая глубокая бороздка будет при прорезывании рисунка листьев. Рисунок можно выцарапывать в любой последовательности, т. е. начинать с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого.

Рис. 124.
Последовательность (а-в) установки форм

Раствор срезают и соскабливают осторожно, так, чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.

При мелкорельефной цветной штукатурке сграффито на нижний подкладочный слой наносят не толстый штукатурный слой, а обычную известковую двух-трехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.

Работу выполняют звеньями из 4- 5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-го и 5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.

Выполнение сграффито по шаблонам. Этот способ выполнения штукатурки называется имитацией. Рисунок может быть выпуклым и углубленным – вдавленным. Для выполнения рисунка изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, их изготовляют из картона, жести, фанеры. Отделка этим способом производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Рассмотрим технику изготовления шаблонов на конкретном примере.

Рис. 125. Последовательность
(а-г) установки лекала и
получения изображения

Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом. Для этого на куске фанеры вычерчивают звезду с серпом и молотом в середине. Затем пилой-лобзиком выпиливают звезду и в середине серп и молот. После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды – форма и лекало в виде звезды. Выпиленное из лекала изображение серпа и молота будет тоже лекалом, а просвет их в звезде – формой. Таким образом получаются две формы и два лекала (рис.122).

Читайте также:  Утепление крыши гаража

Форму применяют для выполнения выпуклого рисунка, а лекало – углубленного. Так как один шаблон, т.е. лекало или форма, дает только однослойное сграффито, то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного – третий. Форма и лекало для фона имеют вид пятиугольника (рис.123).

Чтобы во время работы форма и лекало вынимались и не разрушали кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки формы и лекала срезают на фаску (или на лоск), а шероховатости зачищают. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибивать ручки.

Для выполнения рисунка готовят сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого.

Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке (рис. 124, а) фаской к поверхности (вниз). Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом. Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т.е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона.

На пятиугольник устанавливают форму звезды (рис. 124, б) так, чтобы звезда находилась в центре пятиугольника. В форму наносят раствор красного цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора шаблон снимают, и форма оставляет на поверхности голубого пятиугольника красную пятиконечную звезду.

К звезде прикладывают форму серпа и молота (рис. 124, в) так, чтобы серп и молот находились в центре звезды. В форму наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. После схватывания раствора форму снимают.

Чтобы получить углубленный рисунок звезды, также применяют шаблоны, но только в виде лекала. Рисунок выполняют следующим образом. Прежде всего наносят раствор желтого цвета, разравнивают и затирают его. К этому раствору прикладывают лекало (рис. 125, а) серпа и молота и наносят вокруг него раствор красного цвета, разравнивают его на уровне лекала и затирают. После схватывания раствора лекало серпа и молота вынимают и устанавливают лекало звезды (рис.125, б) так, чтобы ее центр точно находился над серпом и молотом.

Вокруг установленного лекала звезды наносят раствор голубого цвета, разравнивают его и затирают. После схватывания раствора лекало вынимают и получается красная звезда с золотым серпом и молотом. На звезду устанавливают лекало пятиугольника (рис.125, в) так, чтобы звезда была в его центре. Вокруг лекала намазывают, разравнивают и затирают тот раствор, которым оштукатуривают всю поверхность. После схватывания раствора лекало пятиугольника вынимают и получается трехцветный углубленный рисунок (рис. 125, г).

Под каждое лекало раствор наносят на площадь, несколько большую, чем само лекало. Это необходимо для того, чтобы лекало при установке лежало на цветном растворе для данного рисунка. Чтобы к форме и лекалу не прилипал раствор, их рекомендуется покрывать смазочным материалом. Имитацию такого сграффито можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. Во время нанесения раствора не приходится опасаться попадания раствора на линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки.

Имитацию сграффито обычно выполняют два человека – штукатуры 6-го и 3-го разрядов. Штукатур 3-го разряда приставляет и поддерживает шаблоны, подносит и перемешивает материал и выполняет ряд других работ.

Сграффито по трафарету способом набивки.

С помощью трафаретов можно получить любые рисунки независимо от количества цветов.

Трафареты изготовляют из картона толщиной в 1 мм. На картоне рисуют или переводят на него с помощью копировальной бумаги контуры рисунка. Затем картон кладут на фанеру или строганую доску и вырезают рисунок острым ножом так, чтобы форма не отделялась от лекала. Для этого между ними оставляют мостики. Для многоцветной штукатурки для каждого цвета изготовляют свой трафарет. Трафареты пропитывают олифой и просушивают, затем кладут между двумя листами фанеры или ровными широкими досками и придавливают грузом. Под грузом трафареты выпрямляются. Также трафареты следует выпрямлять и просушивать после окончания работы.

Кроме трафаретов, для работы необходимы щетинные кисти-ручники разных размеров.

Для набивки рисунка приготовляют раствор из тех же материалов, что и для выполнения сграффито путем выцарапывания, но только менее густой.

До начала работ подготовленную поверхность смачивают водой и, дав воде впитаться, наносят на нее основной цветной слой полутерками с последующей затиркой или просто кистью за два раза. На только что нанесенный и слегка схватившийся раствор укладывают трафарет, смачивают кисть в растворе и приступают к набивке рисунка. Трафарет устанавливают по пробитой намеленным шнуром линии.

Читайте также:  Строительство летней кухни своими руками (фото и видео)

Рисунок лучше набивать вдвоем. Один рабочий держит трафарет, прижимая его к поверхности, другой набивает рисунок. Раствор перед каждым смачиванием в нем кисти перемешивают, а смоченную кисть отжимают с таким расчетом, чтобы раствор не затекал под приставленный трафарет. Кистью следует наносить несильные торцующие удары, заполняя вырезанное пространство рисунка окрашенным раствором. После снятия трафарета на поверхности остается точная копия вырезанного рисунка из цветного раствора.

Во время набивки многоцветного рисунка каждый цвет раствора наносят своей кистью и только после того, как схватится ранее нанесенный слой раствора. После набивки рисунка под мостиками могут остаться не заполненные раствором места, которые исправляют вручную с помощью маленьких кистей.

Если набивается многоцветное сграффито с применением нескольких трафаретов, трафареты накладывают так, чтобы контуры рисунков совпадали. При изготовлении трафаретов на их торцовых сторонах делают вырезки, которые являются направляющими при передвижении трафаретов во время набивки рисунка. Эти вырезки должны точно совпадать с пробитыми линиями.

Рисунок нельзя закрашивать раствором, так как раствор будет затекать под трафарет. Если появляются затеки раствора, их счищают отрезовкой или ножом.

После набивки всего рисунка иногда исправляют его кромки, подрезая их ножом, – это делает рисунок более четким.

Сграффито — уникальная техника отделки стен острым инструментом

Сграффито (от итальянского graffiato — «процарапанный») — это техника процарапывания острым инструментом стены, покрытой одним или несколькими разноцветными слоями штукатурки, или поверхности керамической посуды. Сграффито издавна используется для оригинального декоративного оформления зданий и керамики путем нанесения на основу оригинального рисунка или орнамента.

Сграффито является отличной альтернативой традиционных фресковых росписей в регионах с влажным климатом. Процарапанное на цветной штукатурке изображение хорошо сохраняется в течение многих лет и не разрушается под воздействием влаги.

Особенности сграффито

Сграффито — это особая художественная техника, которая кардинально отличается и от росписи, и от мозаики. Готовое изображение также нельзя назвать рельефным, так как основа процарапывается на небольшую глубину.

Стандартная технология сграффито включает несколько последовательных этапов:

  • Подготовку (выравнивание и грунтование) основы.
  • Нанесение на нее одного или нескольких слоев разноцветной штукатурки.
  • Процарапывание на стене изображения по заранее выбранному шаблону.

Мастеру приходится работать быстро, пока верхний слой штукатурки остается влажным и поддается обработке. В этом заключается основная сложность использования технологии. Зато после окончательного высыхания раствора рельефное изображение становится прочным и долговечным.

Технику сграффито можно использовать не только для наружной, но и для внутренней отделки зданий. С ее помощью создают небольшие стенные панно и масштабные панорамные изображения. Сграффито также применяют для выделения отдельных архитектурных элементов (ниш, карнизов, рустов, фризов) и оригинального декоративного оформления потолков помещений.

История сграффито

История сграффито берет свое начало с времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Возраст самых старых образцов керамики с процарапанными изображениями составляет более 4 000 лет. Древнюю технику декоративной отделки керамической посуды у египтян позже заимствовали греки, а затем и римские мастера.

Классическая технология процарапывания стен зданий по сырой штукатурке впервые появилась в эпоху Раннего Возрождения. В течение XV-XVI веков сграффито пользовалось большой популярностью в Риме, Флоренции, Пизе, других регионах и городах Италии.

Наиболее известными мастерами той эпохи были Полидоро Кальдара (Polidoro Caldara) и Матурино да Фиренце (Maturino da Firenze). К сожалению, практически все сграффито, украшавшие фасады домов и дворцов Рима, были безвозвратно утрачены. До наших дней сохранились лишь их изображения на старинных гравюрах.

Из Италии оригинальная техника декорирования стен постепенно распространилась в другие европейские страны. Наибольшую популярность сграффито приобрела на территории современных Германии, Австрии и Чехии. Многочисленные образцы работ умелых мастеров и сегодня украшают фасады зданий старинных городов Баварии, Тюрингии и Моравии.

На стыке XIX-XX веков интерес к сграффито значительно возрос с наступлением эпохи Модерна в искусстве. Многие художники начали экспериментировать в старинной технике. Среди лучших образцов творчества мастеров того времени можно выделить оригинальный фасад Дома Коши в Брюсселе и оформление интерьера Церкви Святой Девы Марии в Уэльсе англичанином Хейвудом Самнером (Heywood Sumner).

Огромной популярностью пользовалось сграффито и в Советском Союзе. С начала 1930-х годов и вплоть до развала государства эта техника широко использовалась в оформлении фасадов общественных и жилых зданий. Советские художники сотнями создавали пропагандистские изображения, прославляющие величие страны и достижения народа. Многие образцы этого монументального искусства до сих пор можно встретить во всех уголках бывшего Союза.

В наши дни сграффито даже с большой натяжкой нельзя назвать популярной техникой отделки стен зданий. Современные строители используют новые технологии и материалы, а в архитектуре господствуют совершенно другие идеалы оформления экстерьера и интерьера.

Читайте также:  Что такое респиратор и для чего он нужен?

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет прекрасную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата, включая керамику в технику сграффито. Здесь же можно напрямую купить картины и панно у современных художников различных стран.

Сграффито: интересный способ декоративной отделки

Современные виды декоративной штукатурки, широко используемые во внутренней и внешней отделке, обосновались надолго на строительном рынке. Их популярность, помноженная на вид творчества, любимый всеми детьми и пришедший к нам из древности, вывела в лидеры такой способ декора, как сграффито.

О том, что это такое и как такой метод отделки самостоятельно воплотить в жизнь, мы поговорим в данной статье от Дом Мечты, сформулировав его сильные и слабые стороны, перечислив необходимые для работы материалы и определив последовательность работ.

В чем заключается метод отделки сграффито

Слово «сграффито» имеет итальянские корни, дословно означает выцарапывание и чем-то напоминает наскальную живопись. Используется эта техника для декора внутренних и внешних стен, но чаще всего в жилых помещениях она применяется для украшения фасадов частных домов, изготовления настенных панно, для оформления потолка и стен. Выглядит она в виде рельефного рисунка либо повторяющегося орнамента и располагается в отдельных частях фасада. Из-за сложности восприятия чаще всего такие вставки из точеных рисунков не занимают всю плоскость стены, ими декорируют только ее часть:

• в углах дома;
• вдоль цоколя;
• вдоль крыши;
• вокруг окон в наружной отделке;
• акцентные зоны внутри помещения;
• ниши;
• полки;
• карнизы.

Но и панорамное изображение тоже можно изготовить с помощью этого метода.

Преимущества и недостатки сграффито

Как и у любого способа декоративной отделки, у этой достаточно непростой техники росписи стен тоже есть свои плюсы и минусы.

Преимущества:

1. уникальный внешний вид – оригинальный способ декора позволяет выполнить такую отделку, которой нет больше ни у кого;
2. не боится влаги – его можно применять даже в помещениях с повышенной влажностью;
3. пожаробезопасность – не горит;
4. на ее поверхности не размножаются бактерии и не появляется грибок и плесень.

Недостатки:

1. достаточно сложная в уходе – на рельефных поверхностях скапливается пыль (если речь идет о кухне, то и жир), однако положительной стороной является и тот факт, что в уходе можно применять бытовую химию;
2. сложность техники – работа должна выполняться последовательно и скрупулезно, технология не нарушаться, так как все работы проводятся вручную, то они занимают много времени;
3. высокая стоимость – технология выполнения штукатурки сграффито трудоемкая, поэтому и оплачивается она дорого, к тому же чаще всего для работы используются природные красители, которые не отличаются дешевизной.

Несмотря на свои недостатки, сграффито интенсивно применяется в интерьере. Можно попробовать даже самостоятельно расписать стену с помощью этого метода.

Две техники нанесения сграффито: последовательность работ

Для начала придумайте рисунок, который будете переносить на поверхность, и изготовьте трафарет. Его лучше выполнить на листе плотной бумаги в цвете и в полном размере. По контуру изображения прорезаются отверстия с помощью шила, булавки или швейной машинки. Именно эти контуры будут переноситься на декорируемую поверхность с помощью тампона с цветным пигментом.

Техника нанесения сграффито предполагает прохождение трех этапов:

1. подготовка поверхности (оштукатуривание и грунтовка);
2. перенос рисунка на поверхность;
3. выцарапывание орнамента.

Новичкам лучше потренироваться в исполнении этой техники на листе фанеры или ДСП, а потом уже переходить к декору стен.

    Подготовительный этап. Декорируемую поверхность нужно тщательно очистить от пыли и грязи. Для лучшего сцепления бетонные поверхности насекают и хорошо смачивают водой. Кирпичные стены штукатурят известковыми растворами, а бетонные – известково-цементными. Первый слой – это грунт, его толщина не должна составлять более 15 мм. Далее наносят два цветных слоя по аналогии со штукатуркой – сначала нижний слой, а после его схватывания верхний слой. Нижний слой наносится толщиной не более 8 мм, а тонкий верхний слой – кистью. Если речь идет о трехслойном сграффито, то первые два слоя наносятся и уплотняются полутерком или деревянной теркой (причем толщина второго слоя должна быть не более 4 мм), а третий слой – кистью.

Технология сграффито предполагает два метода нанесения. Эта была первая техника. Вторая заключается не в процарапывании, а в набивке рисунка. В этом случае работают не резцом, а кисточкой. К основному слою штукатурки приставляют заранее изготовленные шаблоны из фанеры, пропитанные олифой, и кисточкой прокрашивают область внутри шаблона, потом берут другой шаблон (побольше) и производят те же самые операции.

И последний совет касается колеровки раствора. Для техники сграффито лучше брать качественные материалы и натуральные красители (охра, жженая кость, мумия). При добавлении краски учитывайте, что высохший раствор будет иметь более бледный цвет, чем сырой. Поэтому выбор цветовой гаммы орнамента осуществляйте со скидкой на эту особенность.

Читайте также:  Уличные светильники: описание с фото, отзывы, плюсы и минусы

Автор статьи Владимир Белов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что собой представляет штукатурка сграффито?

Обычный материал, применяемый для оформления фасадов зданий или других похожих поверхностей – штукатурка. Однако, она уже всем приелась и не выглядит чем-то интересным. Хочется внести разнообразие и такой вариант есть – штукатурка сграффито. Это очень интересный вид оформления и при правильном выполнении будет сильно отличаться от стандартных типов отделки.

Особенности покрытия

Если обычные составы штукатурного плана наносятся в один или несколько проходов без особенных изменений в каждом, то сграффито представляет собой чередующиеся разноцветные слои. Каждый из них может иметь не только свой отличающийся оттенок, но и фактуру. Кроме того, здесь будет еще одна особенность – нанесение объемного рисунка методом продавливания или процарапывания на покрытой смесью поверхности.

Процесс очень трудоемкий, но, по окончанию работ на стене может появиться настоящая картина, к тому же – объемная. Именно поэтому технология выполнения штукатурки сграффито довольно непроста и только точное соблюдение всех рекомендаций станет залогом качественного результата. Несмотря на общую сложность исполнения, составы, применяемые для подобного оформления, довольно просты и мало чем отличаются ото стандартных штукатурных смесей:

  • Основа – грунт. Раствор приготовляется из той же смеси, что будет использоваться для накрывочных слоев.
  • В смесь входит известковое тесто из гашеной извести, обезвоженной испарением воды.
  • Цемент – его колеруют специальными добавками если нужно.
  • Кварцевый песок, который создаст нужную фактуру.
  • Добавки, создающие имитацию нужного типа – каменная или мраморная крошка, керамика, гранит и так далее.

Смешав все вместе, получаем состав, которому можно придать нужный цвет. Для каждого слоя можно изменить набор компонентов, чтобы получить отличающиеся фактуру и оттенки. В целом, материалы для выполнения декоративной штукатурки сграффито мало чем отличаются от используемых в стандартных смесях.

Технология работ

Ничего необычного в процессе работ не будет до тех пор, пока не начнете создавать свой шедевр. Принцип работ очень схож с типовым оштукатуриванием:

  • Все грунтуется и подсушивается.
  • Наносится первый, толще других слой – он не меньше пяти миллиметров и иногда может быть даже толще.
  • Второй и все последующие проходы делаются не настолько толсто – пары миллиметров достаточно. Сколько их будет – решать вам.

Иногда следующие за первым слои наносят даже не полутерком или шпателем, а простой кистью – тонкое покрытие легче прорезать или процарапать при создании рисунка. Начинают его создавать тогда, когда вся плоскость уже оформлена штукатурным составом и еще не высохла. Перед началом рисования лучше смочить поверхность водой или сделать по другому: сначала нанести грунтовку, дать ей просохнуть и после, смачивая плоскость, начинать работу над картиной. Грунт закрепит смесь и при работе не появятся трещины.

Рисуем

Процесс рисования может происходить по разному. Техник используется несколько и какая из них вам подойдет, решить сможете только вы сами. Стандартно все происходит так:

  • Еще на этапе планирования вы решаете, каким будет узор и в зависимости от этого наносится штукатурный раствор разных цветов.
  • После того, как смесь полностью покроет основание и все цвета будут нанесены, начинается процарапывание или прорезка рисунка.
  • Снимая слой материала до того момента, пока не покажется нужный цвет, вы создаете один из элементов будущей картины. Например, рисуя листья вы режете материал до зеленого слоя.
  • Когда рисунок обретет окончательные очертания и проявятся все нужные цвета, картину дополняют при необходимости нанесением рисунка прямо на поверхность созданной картины обычными красками и кистями.

Вся сложность такого оформления состоит в правильном нанесении чередующихся слоев окрашенной штукатурной смеси и последующем прорезании покрытия на необходимую глубину. Можно использовать технику набивки рисунка при помощи трафарета – этот способ подойдет для тех, кто не слишком уверен в своих силах. Однако, каждый нанесённый по трафарету участок рисунка необходимо будет просушивать, что существенно увеличит время работы.

Совет: для точного позиционирования разных частей будущей картины на поверхности можно сделать разметку мелом. Ориентируясь на нее можно точнее совместить разные части рисунка.

Когда вся работа будет закончена, нужно очистить плоскость и созданный шедевр от пыли и крошки штукатурки, оставшихся в деталях и выемках. Для этого нужна щётка с не очень жестким ворсом. При желании, можно покрыть всю плоскость каким-нибудь лаком или другим защитным составом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: