Замена капиллярной трубки
В каждом холодильнике есть капиллярная трубка, она же — капиллярный трубопровод. Основная функция, которую выполняет эта важная деталь — передача хладагента в испаритель, а также создание разницы давления между конденсатором и испарителем. Трубка подает в испаритель строго то количество хладагента, которое требуется для поддержания оптимального охлаждения воздуха в камере, а также выравнивает давление, если компрессор останавливается.
Основная причина замены трубопровода — закупорка
Ничто не вечно, и капиллярная трубка тоже может выйти из строя. Чаще всего она засоряется — на стенках остается осадок от неправильного распада масла. Откуда масло берется в трубке, которая проводит газ (хладагент)? При неправильном эксплуатировании холодильного оборудования масло в компрессоре может перегреваться и распадаться на составляющие, которые смешаются с газом. В таком случае осадок остается на капиллярной трубке, еще больше сужая ее и без того небольшой диаметр внутреннего сечения.
Закупорка капиллярной трубки приводит к тому, что система не может подавать достаточно хладагента, охлаждающая функция снижается. Кроме того, нарушается процесс поддержания необходимого давления. В результате происходит перегрев холодильного оборудования, в частности компрессора.
Есть два варианта по решению данной проблемы:
– вызвать мастера для прочистки или ремонта шланга
Процесс замены капиллярной трубки
Процедуру замены трубки можно рассмотреть на примере соответствующего мероприятия для холодильного оборудования с нижней морозильной камерой:
- Старая капиллярная трубка срезается на расстоянии 10—15 миллиметров от стыка и в зоне ввода в испаритель.
- Проверяется проходимость трубки с помощью азота: если она ниже нормы, то остатки удаляются вместе с фильтром-осушителем. Последний заменяют.
- Новую трубку стыкуют с новым фильтром-осушителем. Трубка наматывается так же, как была размещена до этого, на ее свободную часть надевают оболочку.
- Часть трубки с оболочкой протягивают в морозильную камеру и стыкуют с патрубком испарителя.
- Концы трубки запаиваются и в фильтре, и в испарителе.
- Трубка терморегулятора устанавливается на испаритель через оболочку и одну прокладку.
- Затем холодильное оборудование следует отвакуумировать, а потом заправить фреоном.
После проведения вышеописанной процедуры холодильник включают и проверяют его работоспособность в течение одного цикла, то есть до отключения. Если проблемы и неполадки не выявляются, ремонт прошел успешно.
Замена капиллярной трубки на холодильном оборудовании с верхней морозильной камерой немного отличается в силу особенностей строения агрегата. Однако это такой же трудоемкий процесс, при котором одна ошибка может привести к неисправности. Поэтому лучше доверить замену специалисту, который знает точный порядок действий и не допустит того, что процедуру придется повторять из-за совершенной ошибки.
С какими трудностями можно столкнуться при замене капиллярной трубки?
Если действовать самостоятельно, стоит учесть, что даже следуя четкому регламенту, можно допустить ошибку. Чтобы в максимально сжатые сроки ее устранить, нужно провести первичную диагностику. Определить, какая проблема возникла во время замены. Вот некоторые из них:
- Подобранная новая трубка не подходит холодильному оборудованию определенной модели — она может быть короче, длиннее, неподходящего диаметра. Это приведет к неполному охлаждению, из-за чего холодильник будет работать без отключения.
- Неправильно проведенная замена — в холодильном оборудовании прекратит работу теплообменник.
- Неверная впайка трубки в испаритель — как следствие возникают посторонние шумы, которые не обязательно повлияют на работоспособность холодильника, но могут мешать и раздражать.
Другие способы устранения засора
Есть и другие способы устранения проблемы без замены трубки. Многие мастера предлагают самые разные процедуры, но лучше всего воспользоваться один из следующих способов:
- Прочистка с помощью жидкого азота. Под высоким давлением продувают трубку против потока хладагента.
- Укорочение трубки со стороны, откуда в нее входит хладагент. Но этот метод эффективен, если засор располагается на небольшом участке трубопровода.
Эти работы лучше также не проводить самостоятельно, если нет определенных навыков и опыта. Так как можно очень легко отрезать слишком много от трубопровода или неправильно его спаять. Лучше всего довериться специалисту — он сможет не только диагностировать проблему, но и устранить ее.
На основе вышеприведенных данных также можно легко определить компетентность мастера: замена, прочистка азотом и укорочение — не самые простые и быстрые манипуляции. Если мастер предложит что-то «простое, быстрое и недорогое», то после таких мероприятий холодильное оборудование вероятнее всего не будет полноценно функционировать и скоро снова выйдет из строя.
Алюминиевая труба для кондиционера — альтернатива медной
Эффективность работы и срок службы кондиционера во многом зависит от качества его установки. Так, принципиально важно правильно выбрать трубы для фреоновой магистрали и аккуратно произвести монтаж соединений.
Для систем кондиционирования предназначены медные трубы. Требования к ним прописаны в стандарте ASTM B68. Он является основополагающим для всех отечественных металлургических компаний. Иностранные производители руководствуются стандартами DIN и ISO.
Кроме того, каждый производитель в документации к оборудованию дает рекомендации, какой материал необходимо использовать в процессе монтажа. При несоблюдении регламента монтажа оборудование может быть снято с гарантии.
Прокладка фреоновой магистрали – ответственный и трудоемкий процесс, от которого зависит работоспособность системы
Ценовая разница
Стоимость меди постоянно растет и зависит от валютного курса. Снижение количества, качества добываемого металла, его возрастающий дефицит способствуют постоянному росту цен на медную продукцию. Поэтому вопрос поиска альтернативы, способной заменить медь в области производства систем кондиционирования, является одним из актуальных.
Использовать алюминий в криогенном оборудовании стали совсем недавно (холодильники, автомобильные кондиционеры). Стоимость стабильна и дешевле меди почти в три раза, запасы в природе большие. Это открывает большие перспективы для промышленного производства изделий из этого металла.
Преимущества использования
- алюминиевая труба для монтажа кондиционеров хорошо гнется, без заломов, требует меньше усилий. Используются те же инструменты, что и при работе с медью.
- низкая температура плавления. Это делает спаивание элементов более быстрым (в 4 раза), значительно экономит время, газ, паяльные стержни. Нет необходимости в дополнительном оборудовании, обтачивании швов и т.д. Сварочные швы при этом гораздо прочнее самого металла. Паяльная лампа и газ те же, что и для меди.
- за счет большей мягкости на развальцовку труб тратится меньше усилий, набор инструментов тот же. Прочность труб обеспечивается их большей толщиной.
- расширение до 30%.
- теплопроводные характеристики почти в два раза ниже, чем у меди. Это способствует более низкой конденсации патрубков в системе.
- коррозийная устойчивость выше, скорость реакции окисления меньше. Это позволит поддерживать чистоту внутри труб криогенной системы более долгое время.
- широкий температурный диапазон от -80⁰ С до 120⁰ С.
- алюминиевая труба для монтажа кондиционеров легче, поэтому доставлять ее можно 50- и 100-метровыми бухтами. Это позволяет уменьшить количество отходов, сварочных швов и снизить вероятность протечек.
долгий срок службы трубы для кондиционеров из алюминия.
Медные трубы по ГОСТ 32598-2013 для систем водоснабжения и отопления
Стандарт ГОСТ 32598-2013 устанавливает сортамент (размеры), технические требования, методы контроля, приемки испытаний медных труб предназначенных для систем водоснабжения водяного и парового отопления.
Размеры медных труб по ГОСТ 32598-2013
В таблице представлены рекомендуемые значения диаметра и толщины медных труб для отопления.
Обозначение труб по ГОСТ 32598-2013
В обозначении трубы по ГОСТ 32598-2013 указываются те же данные, что и по стандарту EN 12735-1, кроме того присутствует и дополнительная информация. В маркировке трубы следует указать:
- Способ изготовления (Д — тянутая);
- Форма (КР — круглая);
- Состояние (М — мягкое, для отожженной трубы; П — полутвердое; Т — твердое, для неотожженной трубы);
- Размеры (Наружный диаметр х толщина стенки х длина);
- Форма поставки (отрезок, бухта, БТ — бухта свободной намотки, БУ — бухта упорядоченной намотки, БС — бухта спиральной намотки — БС);
- Марка меди;
- Стандарт.
Схема обозначения представлена на рисунке.
Пример обозначения
Для обозначения отожженной медной тянутой трубы, круглого сечения диаметром 10 мм, толщиной стенки 0,8 мм из меди марки М1р используется маркировка:
Трубы для кондиционеров классифицируются по нескольким параметрам.
Основные виды в зависимости от:
- технологии их производства:
- холоднодеформированный трубный прокат;
- трубы для кондиционеров, сделанные методом сваривания с дальнейшим горячим отпуском;
- прессованные.
- технологической обработки:
- закаленные;
- нагартованные;
- полунагартованные;
- анодированные;
- искусственносостаренные;
- естественносостаренные.
- формы сечения:
- квадратные;
- прямоугольные;
- круглые;
- фасонные.
- толщины стенок:
- тонкостенные (до 5 мм);
- толстостенные.
Круглая алюминиевые трубы
Квадратные алюминиевые трубы
Гальваническая коррозия
Раньше совместное использование меди и алюминия не представлялось возможным. Они образуют «гальваническую пару» металлов. При их недостаточно плотном соединении возникает электрохимическая реакция. Медь окисляется и происходит коррозия алюминия. Поэтому при закреплении гайкой нельзя использовать обычный алюминиевый патрубок вместо медного. В этом случае соединение не будет монолитным, так как есть вероятность разрушения раскатанного алюминиевого патрубка, что неизбежно приведет к коррозии.
Современные технологии позволяют решить эту проблему путем производства алюминиевых патрубков с медными наконечниками. С помощью высокотехнологичного оборудования методом межмолекулярной сварки медь приваривается к алюминиевой трубке. В итоге получается качественный материал для передачи хладагента между внешним и внутренним блоками кондиционера по приемлемой цене.
Прутки медной трубы в оболочке
Основные размеры трубопровода в бытовых сплит-системах
Для объединения внутреннего и внешнего блока бытового кондиционера используется трубы, причем с разными диаметрами: по одной фреон подается в виде жидкости, а по другой проходит в газообразном состоянии. Обычно, трубопровод, по которому хладагент подается от испарителя к конденсатору всегда имеет больший диаметр.
В климатической технике чаще всего применяются фреоновые магистрали с размером внутреннего сечения 1/4” (6,35 мм) и 3/8” (9,52 мм). Кроме этих распространенных размеров, в некоторых сплит-системах для создания холодильного контура используется трубопровод с диаметром:
- 1/2” (12,7 мм);
- 3/4” (19,05 мм);
- 5/8” (15,88 мм).
Основным критерием при выборе этих изделий является производительность кондиционера: чем она выше – тем диаметр трубопровода больше. От правильно подобранного диаметра трубок для кондиционера зависит скорость циркуляции фреона в замкнутом контуре.
Стандартная толщина стенок медного трубопровода для кондиционеров обычно не превышает 0,7 мм. Это связано с тем, что в дальнейшем мастеру придется гнуть и вальцевать трубки, а при большей толщине стенок эти работы выполнять качественно будет достаточно проблематично.
Как правило, большинство производителей выпускают медные трубы для климатической техники уже отожженными, сформированными в бухты по 15, 25 или 50 м. Отожженная медь более эластична и позволяет гнуться практически без изменения сечения.
На концах трубы должны находиться специальные заглушки, предотвращающие попадание влаги и мусора внутрь изделия. Медь, для трубопровода климатической техники может использоваться разных марок. Наиболее популярной является CU-DPH. Изделия из этой марки меди будут иметь наиболее высокую антикоррозийную устойчивость.
Несмотря на высокую стойкость меди к коррозии, бывают случаи разгерметизации фреонового контура, которые происходят из-за окисления магистрального трубопровода кондиционера. Причины окисления медных трубок кондиционера имеют место по нескольким причинам, среди которых основными являются:
- Нерадивость некоторых «специалистов», которые при монтаже кондиционера пренебрегают такой процедурой, как вакуумирование системы.
- Незнание некоторых «ремонтников» о химических свойствах металлов и флюсов.
Русские алюминиевые трубы
Сегодня российские производители предлагают высококачественные алюминий-патрубки для установки криогенного оборудования. Они отливаются из металла марки AD0. Этот сплав на 99% состоит из алюминия, свариваемый, характеризуется высокой устойчивостью к коррозии, достаточной прочностью. Производители дают на него несколько лет гарантии и определяют эксплуатационный срок в 15 лет.
Отзывы говорят о том, алюминий-трубы российского производства отличаются от китайских аналогов более высоким качеством сырья, что влияет на стойкость к коррозии в процессе эксплуатации.
Как самостоятельно заправить бытовой кондиционер? Схема действий >>>
Алюминиевая труба для монтажа кондиционеров
Во время монтажа рекомендуется:
- перед началом работы очистить инструменты, чтобы медь или другие металлы не привели к коррозии;
- защищать от взаимодействия с окружающей средой места соединений;
- зачищать кромку патрубка, чтобы избежать трещин во время развальцовки;
- основательно уплотнять соединения двух металлов;
- в местах соединений использовать термоусаживаемую муфту с клеевой прокладкой;
- при установке снаружи использовать защиту термоусаживаемой муфты от внешней среды (краска, специальный короб).
Нельзя подвергать воздействию влаги, стекающей с медных или других металлических труб, а также хранить с другими металлическими изделиями, которые могут их загрязнять.
Ремонт холодильного контура
Чаще всего, трубки кондиционера требуют ремонта из-за утечек хладагента в системе. Ремонт трубопровода заключается в выявлении места утечки, вырезании протекающего участка трубы с последующим наращиванием трубопровода и его пайки.
- После разрезания трубопровода концы его необходимо подготовить: один конец развальцевать при помощи вальцовочной насадки так, чтобы концы трубопровода можно было вставить друг в друга.
- После чего поверхность внутренней трубки следует зачистить от патины при помощи мелкой наждачной бумаги или абразивной пасты и вставить друг в друга.
- <[>Следующим этапом идет разогрев участка трубопровода на расстоянии 6-10 см от места соединения. Прогрев производится до такого состояния, пока припой не будет расплавляться при соприкосновении с местом стыка.
Использовать для пайки можно исключительно медно-фосфорный или медно-серебряный припой
Монтаж и подключение фреоновой трассы кондиционера, в принципе можно сделать самостоятельно. От правильности монтажа и качества выполнения работ зависит долговечность вашей сплит-системы. Доверьте эту работу профессионалам.
Пайка алюминия
Заинтересованность производителей в разработке и применении алюминиевых сплавов делает их все более популярными. Благодаря быстрому образованию на поверхности алюминия оксидной пленки, поверхность металла хорошо защищена от воздействия внешней среды. При этом такая пленка не дает возможность сделать хорошее паяное соединение. Решить проблему можно с помощью флюсов.
На производстве активно используется технология пайки алюминия с применением припоев и флюсов компании Castolin, лидера в своей области.
Компанией были разработаны припои и флюсы, применяемые для спаивания меди и алюминия в двух режимах:
- высокотемпературный (твердая пайка);
- низкотемпературный (мягкая пайка).
Припои Castolin пригодны для пайки алюминия и меди, что особенно важно при монтаже систем кондиционирования с использованием алюминиевых трубок для подачи хладагента. При этом швы получаются гладкими, плотными. Эти припои подходят и для спайки алюминиевых труб, которые внутри покрыты медью.
В состав некоторых припоев входит большое количество алюминия. Это позволяет спайке приблизиться по своим характеристикам к основному металлу, увеличивает показатель ее прочности. Температура в процессе пайки достигает 440⁰ – 470⁰ С, при этом удается избежать перегрева алюминия и достичь хорошего качества.
Для очистки поверхности алюминия от оксидной пленки, загрязнений, для обеспечения хорошей смачиваемости, растекания припоя применяют химически активные вещества – флюсы. Без них хорошая качественная спайка невозможна.
Традиционно для производства трубок транспортировки хладагента в криогенном оборудовании используется медь. Только в последнее время ее стали заменять алюминием с целью снизить затраты на монтаж и установку. Использование алюминиевых трубок в кондиционерах позволяет значительно уменьшить материальную стоимость без потери качества благодаря современным технологическим решениям.
Метод продувки системы фреоном
Вакуумирование контура является обязательным процессом перед первым запуском кондиционера. Делается это для удаления воздуха из системы перед тем, как пустить по ней хладагент. Именно это правило чаще всего нарушается нерадивыми монтажниками, которые не считают нужным приобретать дорогостоящее оборудование, а именно вакуумный насос и манометрический коллектор. Такие «специалисты» для удаления воздуха из холодильного контура применяют метод продувки системы фреоном, который, кстати, запрещен большинством изготовителей климатической техники.
Так как с завода кондиционеры поставляются частично заправленными хладагентом, то метод продувки выглядит так:
- Отпускается одна из гаек крепления трубопровода и открывается вентиль на кондиционере.
- Фреон должен замещать собой воздух, который будет выходить из системы из под отпущенной гайки.
После такой, с позволения сказать, процедуры удаления воздуха, как правило, влага на стенках медной трубы остается, вступает в реакцию с фреоном, что приводит к окислению участков медного трубопровода и повреждению компрессора.
Ремонт трубок кондиционера автомобиля – ездим с холодком. Трубка для кондиционера
Алюминиевые и капиллярные трубки для кондиционера и их замена
Конструкция кондиционера содержит множество различных трубок и шлангов, по которым двигаются хладагент и конденсат.
Алюминиевые трубки для кондиционера
Пример дренажных трубок
Хотя алюминиевые трубки для кондиционеров чаще используются в автомобилях, этот материал постепенно завоевывает позиции в бытовом и промышленном кондиционировании.
Преимущества алюминиевых трубок для кондиционера:
- дешевле, так как запасы в природе огромны;
- легче развальцовываются;
- толщина стенок толще, поэтому конструкция более прочна;
- лучше гнется и не ломается;
- для вальцовки и сгибания используется то же оборудование, что и для меди;
- легко и быстро (в 4 раза быстрее) паяется;
- длина трубы в бухтах до 100 метров, поэтому можно уменьшить количество стыков и отходов;
- выдерживает до 18 МПа;
- значительно медленнее меди коррозирует и окисляется;
- хуже проводит тепло, значит, меньше конденсирует влаги.
Сегодня широко используются в системах кондиционеров-фанкойлов, холодильных установках и автокондиционерах.
Капиллярные трубки для кондиционера
Капиллярные трубки для кондиционера – это трубопровод из меди или латуни, играющий роль расширительного бачка. Работа простейшего устройства не регулируется, поэтому оно работает долго и без сбоев. Производство капиллярных трубок для кондиционеров недорого. Они широко используются в бытовых климатических системах небольшой мощности.
Самыми эффективными являются калиброванные трубки, которые за минуту пропускают до 8 литров жидкости.
Согласно требованиям, количество хладагента, проходящего через капиллярную трубку за единицу времени должно быть равным производительности компрессора по массе за аналогичное время.
Между линиями всасывания и нагнетания трубка уравновешивает давление, когда компрессор останавливается.
Минус капиллярных трубок для кондиционеров:
- При наличии грязи, воды или фреона эффективность значительно снижается, то есть падает производительность системы.
Дренажная трубка кондиционера
Дренажная трубка кондиционера является частью системы удаления конденсата из корпуса. Шланг прикрепляется к отверстию, расположенному с нижней части блока. Трубки с конденсатом из кондиционера выводят на улицу или прямо в канализацию. При втором варианте следует предусмотреть установку сифона, не пропускающего неприятные запахи в помещение.
Дренажную трубку кондиционера чаще всего выводят через один канал с фреонотрассой, располагая под наклоном в сторону улицы. Желательно приобретать морозоустойчивый и крепкий шланг для дренажа. Такие трубки с конденсатом из кондиционера прослужат дольше.
Как выполнить ремонт трубки кондиционера своими руками
Автомобильный кондиционер является одним из самых существенных и значимых достижений современного автомобилестроения. Возможность охлаждения воздуха внутри машины многого стоит. Особенно актуально использование автокондиционера для стран с жарким климатом, где высокая температура окружающего воздуха сохраняется на протяжении всего года.
Жара угнетающе действует на организм человека и с возрастом отрицательные факторы имеют свойство усиливаться. Наличие кондиционера в машине позволяет регулировать температуру воздуха до оптимальных значений. Кондиционер, как и любая установка для охлаждения воздуха обладает собственной системой распределения охлаждённых воздушных масс по салону транспортного средства.
Элементами транспортной системы газа фреона, использующегося для снижения температуры воздуха, являются трубопроводы, идущие в подкапотном пространстве. Для изготовления трубопроводов используется алюминий. Это достаточно «капризный» материал, обладающий низкой устойчивостью к перепадам температурного режима и внешним факторам. В ходе длительной эксплуатации транспортного средства он может прийти в негодность на отдельных участках.
Повреждение трубопроводов кондиционера приводит к утечке фреона. Он является газом, охлаждающим циркулирующий по системе вентиляции автомобиля воздух. Утечка фреона может привести к выходу из строя системы кондиционирования транспортного средства. Именно поэтому очень важно знать как выполнить ремонт трубки кондиционера своими руками.
Почему «уходит» фреон?
Трубопровод системы кондиционирования транспортного средства располагается в подкапотном пространстве автомобиля. В современных автомобилях под капотом невозможно просунуть даже палец. Все рабочие элементы двигателя и прочих систем располагаются очень плотно. Неудивительно, что при ремонте машины существует риск повреждения трубок кондиционера.
Зачастую активная эксплуатации транспортного средства приводит к износу элементов системы кондиционирования. Несмотря на то что для трубки изготовлены из алюминия он достаточно легко повреждается небрежным обращением специалистов автосервиса или внешними факторами (перепады температуры, коррозия, трение и вибрация).
Через трещины в трубопроводах системы кондиционирования, начинает уходит фреон. Это летучий газ, который быстро испаряется. Визуально или обонянием определить утечку фреона не представляется возможным.
Особенности климата страны предполагают сезонную эксплуатацию кондиционера. Активное использование охлаждения воздуха происходит только 4 или 5 месяцев в году. Остальное время система кондиционирования бездействует. В период простоя кондиционера трубопроводы системы загрязняются пылью или грязью. Всё это отрицательным образом на эффективности работы системы в будущем.
Как выполнить ремонт трубки кондиционера своими руками?
Несмотря на появление достаточного количества станций технического обслуживания автомобилей гаражный ремонт пользуется популярностью среди преобладающей части водителей. Отдельные автолюбители все выходные напролёт тратят на починку своего «железного коня». Это настоящее национальное хобби, сочетающее в себе азарт и реальную возможность сэкономить.
Как определить неисправность кондиционера:
Воздух в системе вентиляции машины не охлаждается.
В большей части транспортных средств достаточно одного нажатия кнопки для активизации кондиционера и охлаждения воздуха. Если из системы вентиляции продолжают дуть тёплые потоки воздуха, значит компрессор кондиционера не работает. Нужно искать причину неисправности.
Использование специальных диагностических устройств.
Если возникли опасения касающиеся работоспособности системы кондиционирования не нужно медлить. Ранняя диагностика даёт возможность оперативно выявить неисправности и принять меры для их устранения.
Подключение специального оборудования для диагностики системы кондиционирования машины позволяет определить место утечки фреона. Это очень удобно и экономит массу свободного времени для автолюбителя.
Выявление утечки охлаждающего газа позволяет владельцу транспортного средства предпринимать прочие действия, направленные на ремонт системы кондиционирования.
Существует 3 основных способа починки трубок кондиционера:
Ремонтные наборы.
Небольшие трещины на поверхности трубопроводов системы кондиционирования проще и быстрее чинить при помощи использования специальных ремонтных составов. Как правило, они реализуется в аэрозольной форме и наносятся на место повреждения через распыление. Для застывания рабочего вещества ремонтного состава не требуется много времени. Через 12 часов кондиционер уже можно использовать.
Аргонно-дуговая сварка.
Наличие сварочного аппарата несмотря на его доступность не является распространённым явлением. Устройством нужно уметь правильно пользоваться иначе эффективность ремонта будет стремиться к нулю. Если трубопроводы системы кондиционирования напоминают решето лучше всего и выгоднее использовать сварку.
Приобретение готовых комплектов.
Если автомобиль ранних лет выпуска ремонтировать трубопроводы приходиться часто. Зачастую месяца не проходит без ремонтных работ. В этом случае проще выполнить замену трубопровода кондиционера, чем пытаться его «подлатать». Это будет дешевле и эффективней.
Практически для всех моделей транспортных средств можно приобрести алюминиевые или резиновые трубопроводы системы кондиционирования. Разница заключается в стоимости и сложности установки. Резиновые трубопроводы доступнее по стоимости и проще в установке.
Как выбрать средство для ремонта трубки кондиционера своими руками?
Выбор средств для ремонта трубопровода системы кондиционирования широк и разнообразен. Именно поэтому тяжело сделать правильный выбор и приобрести эффективное средство. Экономия отрицательно скажется на ремонтном эффекте, так как он будет непродолжительным.
Можно выделить следующие популярные среди автолюбителей средства для ремонта трубок кондиционера автомобиля:
1. Mannol Epoxidkitt Stahl + Metall.
Специальный ремонтный состав для восстановления поверхности трубок кондиционера. Удобен для быстрого ремонта своими руками. Эффективно заполняются все повреждения. Подходит для ремонта металлических элементов. Полное отвердение состава наступает через 15-20 минут в зависимости от температуры окружающего воздуха.
2.MANNOL EPOXY-METAL (30 гр.).
Специальный ремонтный состав на эпоксидной смоле. Обеспечивает быстрое склеивание повреждения на поверхности трубопроводов кондиционера. Полное отвердение средства наступает уже через 5 минут.
3. Самосваривающаяся каучуковая лента Mannol MULTI-TAPE 5M.
Изолирует и защищает элементы трубопровода кондиционера от коррозии. Лента обладает устойчивостью к механическому воздействию, перепадам температур и агрессивным средам. Удобное для использования и эффективное средство для ремонта системы кондиционирования.
Заключение
При желании и небольшой площади повреждения трубопроводов кондиционера все ремонтные работы можно выполнить самостоятельно без посторонней помощи. Действия помогут восстановить работоспособность системы охлаждения салона транспортного средства.
Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы. Подписывайтесь на свежие и интересные статьи сайта.
Ремонт трубок кондиционера автомобиля – ездим с холодком
Ремонт трубок кондиционера авто – неизбежная проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый автомобилист. При трещине или дефекте трубки из системы будет уходить фреон, что приведет к выходу кондиционера автомобиля из строя. Вооружившись необходимыми инструментами, материалами, терпением и временем, ремонтные работы можно произвести самостоятельно.
Почему трубки выходят из строя?
Многие модели легковых автомобилей устроены так, что трубопровод, подводящийся к компрессору кондиционера, проходит рядом с выпускным коллектором. Из-за постоянно высокой температуры происходит постепенное выгорание, растрескивание и высыхание этих элементов.
Зимний период характерен засорами трубок и шлангов, в результате чего пространство между радиатором, охлаждающим двигатель, и автомобильной системой кондиционирования заполняется грязью. Помимо этого, значительное влияние на алюминиевые трубки оказывают такие факторы, как воздействие дорожных реагентов, перепады температур, повышение и понижение влажности.
Чиним кондиционер автомобиля – латаем дыры
При осуществлении ремонта автомобильного кондиционера во многих случаях необходима аргонно-дуговая сварка, особенно когда речь идет о больших трещинах. Однако с мелкими повреждениями можно справиться без использования сварочного аппарата. В данной ситуации используются специальные составы, которые напыляются на поверхность в несколько слоев. Таким образом, получается своеобразная заплатка. Ее изготовление займет у вас всего несколько минут.
После нанесения средств необходимо надеть трубку из резины большего диаметра, которая бы полностью охватывала отремонтированную деталь.
Во многих случаях изготовление новых деталей для кондиционера автомобиля обойдется значительно дешевле их покупки. Если вы решились на такой шаг, очень важно правильно снять размеры необходимых деталей и иметь нужные инструменты. Чтобы изготовление прошло без проблем, у вас в арсенале должен быть качественный труборез, трубогиб и несколько других инструментов. Труборез позволит добиться качественной обрезки краев трубки, а трубогиб даст возможность гнуть ее под разными углами без риска поломки.
Не менее важным моментом является выбор непосредственно трубок. Будьте внимательны – изготовление деталей следует проводить в той измерительной системе, которая указана в техпаспорте авто. Очень часто водители путают дюймы с метрами. Для выбора подходящих элементов необходимо померить деталь на фитингах системы, подрезать и, при необходимости, согнуть в нужных местах, а также соединить при помощи сварки.
Самостоятельный ремонт шлангов для кондиционеров
Некоторые автомобили оснащены системами кондиционирования, ремонт которых вышеописанным способом невозможен. Выручат шланги для автокондиционеров из резины. Этот материал, как известно, имеет свойство трескаться и высыхать, кроме этого, резина в сравнении с металлом намного сильнее подвержена механическим повреждениям.
В случае небольшого повреждения резинового шланга с помощью специальных инструментов и составов на нем также можно сделать заплатку. Однако при больших дефектах шланги для кондиционеров автомобиля необходимо менять на новые, благо, их изготовление обойдется вам в небольшую сумму.
Очень важно проводить ремонт, связанный с климатической системой автомобиля, вовремя, так как в противном случае неисправности могут привести к разгерметизации компрессора кондиционера. А это в свою очередь послужит причиной засорения климатической системы автомобиля частицами компрессионных колец, что может привести к более серьезным поломкам и финансовым затратам на ремонт.
Замена капиллярной трубки
Основная неисправность капиллярных трубок — это полное или частичное закупоривание (засорение) их. Обычно оно возникает после перегорания электродвигателя, засорения примесями, поступающими через фильтр-осушитель, или после ремонта холодильного контура, если при ремонте были допущены ошибки.
Если капилляр закупорен, то в прибор охлаждения поступает недостаточное количество хладагента, при этом холодопроизводительность снижается, перегрев возрастает, и корпус компрессора сильно греется. Такие же признаки появляются и при недостаточном количестве хладагента в контуре (рис. 1).
При этом количество хладагента также не будет достаточно и в конденсаторе, поэтому переохлаждение жидкого хладагента после конденсатора незначительное, а при закупоренном капилляре переохлаждение обычно нормальное, поскольку в конденсаторе хладагент содержится в избытке.
Рис. 1. Схема работы холодильного контура при закупоривании капиллярной трубки:
КМ — компрессор; КД — конденсатор; ВО — воздухоохладитель; КТ — капиллярная трубка;
BP1 и ВР2 — вентилятор; Ф — фильтр-осушитель;
1 — пониженное давления кипения; 2 — пониженное давление конденсации.
Существует также и другой признак установления закупоривания капиллярной трубки. Этот способ основан на выравнивании давления в контуре РК≈Р при остановке компрессора. При закупоривании капиллярного устройства процесс самовыравнивания протекает тем медленнее, чем сильнее закупорен (засорен) капилляр. Поэтому нельзя смешивать закупоривание капиллярной трубки с недостаточностью хладагента в холодильном контуре.
Засоренный капилляр можно прочистить, например его продувкой сжатым азотом высокого давления в направлении, обратном потоку жидкого хладагента. Можно использовать укорочение капилляра со стороны входа в него хладагента на несколько сантиметров. Если это не дает никаких результатов, то такое капиллярное устройство заменяют вместе с фильтром-осушителем (если бы фильтр-осушитель был работоспособным, то засорения капилляра не было). При замене капиллярной трубки необходимо использовать в точности такой же капилляр, который предусмотрен для данного типа холодильного агрегата заводом-изготовителем. Самостоятельное изготовление капилляра и его использование при замене вышедшего из строя недопустимо, так как будет нарушена нормальная работа холодильного агрегата. При замене капилляров следует учесть, что их внутренний диаметр колеблется от 0,60 до 2,29 мм, а наружный от 1,83 до 4,67 мм (по данным зарубежных источников). Поэтому замерить диаметр капилляра довольно сложно. Для одного и того же наружного диаметра капиллярной трубки изготовляются капилляры с разными внутренними диаметрами. Так, при наружном диаметре dHAP=2,4 мм имеем капилляры с внутренними диаметрами dBH= 0,6; 0,8; 1,2 мм, а при dHAР=3 мм имеем dВH= 1,0; 1,5 и 1,8 мм.
Влияние неправильно подобранного капилляра на нормальную работу холодильного агрегата.
Рассмотрим влияние неправильно подобранного капилляра на примере установки для кондиционирования воздуха (рис. 2, а-в). На рис. 2 а представлена схема работы данной установки в нормальном режиме, т.е. когда установлен требуемый капилляр. На рис. 2 б приведена схема работы той же установки, но со слишком длинной капиллярной трубкой (или трубкой заданной длины, но с меньшим внутренним диаметром). При несоответствии данного капилляра заданному расходу жидкости через прибор охлаждения уменьшается, перегрев на всасывании в компрессор повышается, а корпус компрессора сильно перегревается. И наоборот, если установить слишком короткий капилляр (или той же длины, но с большим диаметром), в воздухоохладитель будет поступать больше жидкого хладагента, чем при нормальной его работе (см. рис. 2 в). В результате перегрев на линии всасывания понижается до значения, при котором возможны гидравлические удары в компрессоре, давление кипения повышается, и температура корпуса компрессора становится ниже нормальной.
Особенности работы капиллярных трубок в системах кондиционирования
Капиллярные трубки относятся к расширительным устройствам и представляют собой
дроссель постоянного сечения (регулирующий кран), где разность давлений конденсации
(Рк ) и кипения (Р0) хладагента обеспечивается за счет гидравлического сопротивления
по всей длине. Конструктивно капиллярная трубка представляет собой медный или
латунный трубопровод. Данное расширительное устройство не содержит механических
движущихся узлов и деталей и не требует никаких средств peгулирования и настройки
в отличие от терморегулирующих вентилей (ТРВ), что обеспечивает высокую надежность
и продолжительность работы в течение достаточно длительного времени, а также
низкую стоимость капиллярной трубки.
Эти преимущества объясняют широкое применение устройства в холодильных системах
малой мощности: кондиционерах, бытовых холодильниках и морозильниках, а также
холодильных шкафах и прилавках.
Лучшими считаются трубки с калиброванным каналом. Их пропускная cпособность
составляет 3,5 — 8,5 л/мин (см. таблицу), которая проверяется ротаметром или
другим расходомером, либо по эталонам, по соглашению между потребителем и заводом–изготовителем.
За рубежом к капиллярным трубкам предъявляют жесткие требования в отношении
их размеров, материала и качества изготовления. Наружный диаметр имеет допуск
d Н ± 0,051 мм, внутренний d BH ±0,025мм. В расчетном режиме они должны обеспечивать
пропускную способность протекания хладагента в количестве, точно равном массовой
производительности компрессора.
Наружная и внутренняя поверхности трубок должны быть чистыми, канал не загрязнен
пылью, маслом или окалиной. Проверка на герметичность проводится под водой
при давлении 4–5 МПа, а по требованию потребителя — 7–8 МПа.
Капиллярная трубка, соединяющая линии нагнетания и всасывания, уравнивает
давление в холодильной системе при остановке компрессора (рис. 1).
При остановке конденсатор освобождается от хладагента, а прибор охлаждения
заполняется им. Поэтому при наличии капиллярной трубки в холодильном контуре,
отпадает необходимость применения ресивера, поскольку в противном случае возможен
гидравлический удар в компрессоре из–за переполнения прибора охлаждения жидким
хладагентом.
При пуске компрессора давление нагнетания повышается до номинального значения
давления конденсации постепенно. Это означает, что ток, потребляемый электродвигателем,
растет одновременно с ростом давления нагнетания. Таким образом, запуск компрессора
осуществляется в облегченных условиях, без особых усилий, при малых значениях
пускового тока, что позволяет использовать электродвигатели небольшой мощности
с малым пусковым моментом.
К холодильному агрегату с капиллярной трубкой предъявляются следующие требования:
- вместимость конденсатора должна быть меньше вместимости прибора охлаждения,
иначе возможно его переполнение после остановки компрессора; - на случай замерзания или засорения капиллярной трубки в конденсаторе
должен находиться весь хладагент, содержащийся в системе; - обязательным является применение надежных фильтров–осушителей, размещаемых
между конденсатором и капиллярной трубкой; - для разгрузки компрессора необходима достаточная длительность нерабочей
части цикла.
В качестве недостатков здесь можно назвать:
- понижение эффективности работы при изменении температуры окружающей среды
и тепловых нагрузок; - повышенную чувствительность к влаге, загрязнениям и утечке хладагента;
- снижение холодопроизводительности при минимальных утечках хладагента
или засорении капиллярной трубки.
Заправку систем кондиционирования необходимо производить с учетом всех особенностей
их работы. Так, если воздух, поступающий на вход воздухоохладителя, работающего
на хладагенте R22, имеет температуру t B1 =25°С, то кипение хладагента в
приборе происходит интенсивно. Когда процесс кипения в воздухоохладителе закончится,
перегрев паров хладагента на входе в компрессор будет составлять около ? t
пер =+15°С.
Если температуру воздуха на входе в воздухоохладитель понизить до t B1 =20°C,
то это приведет к уменьшению интенсивности кипения жидкого хладагента. При
этом, капиллярная трубка будет подавать в прибор охлаждения прежнее количество
хладагента, температура кипения которого сдвигается к его выходу из аппарата.
В результате величина перегрева паров хладагента к концу цикла теплообмена
в приборе охлаждения достигнет значения ? t пер = +7°С.
В случае дозаправки кондиционера при температуре поступающего воздуха t B1
= +25°С, хладагент нужно добавлять в паровую фазу до тех пор, пока величина
перегрева не достигнет нормального значения ? t пер = + 7°C , что обеспечит
эффективную работу воздухоохладителя. Температура воздуха на входе в воздухоохладитель
(t B1 ) и перегрев паров хладагента ( ? t пер ) тоже будут понижаться.
Если отключение компрессора осуществлять термостатом, настроенным на +20°С,
то в компрессор может попасть жидкий хладагент и вызвать гидравлический удар.
То есть, перегрев зависит от температуры воздуха, поступающего в воздухоохладитель,
что необходимо учитывать при заправке холодильной установки.
Расход жидкого хладагента G kt через капиллярную трубку зависит от перепада
давления конденсации (Рк) и давления кипения (РO): Gkt= f( ? Р), ? Р=Р
К –Р О.
Для каждого хладагента, заправленного в холодильную систему, существуют зависимости,
позволяющие определять падение давления. Чем выше давление конденсации Рк,
тем больше расход хладагента, проходящего через капиллярное устройство в воздухоохладитель.
Рассмотрим это на примере. При температуре t B1 =20°С в охлаждаемом помещении
давление конденсации для R22 составляет Р к =14,3 · 10 5 Па, а температура
конденсации t K = +40°С, при этом Р 0 =4,1 · 10 5 Па, a t 0 =
+ 1°C . Это значит, что при данном перепаде давлений температура перегретого
пара на входе в компрессор составляет t B1 =8°С, то есть величина перегрева
равна ? t пер =t BН –t 0 = 7°С. Если температура воздуха t B1 на входе
в конденсатор равна 26 0 С, то давление конденсации повышается до значения
P k =18,5 · 10 5 Па, а следовательно, повышается и давление кипения
Р0 = 4,6 · 10 5 Па. Увеличивается также перепад давления на капиллярной
трубке с 10,2 · 10 5 Па до 13,9 · 10 5 Па, что может привести
к увеличению расхода жидкого хладагента через нее: в воздухоохладитель будет
поступать значительно большее его количество и жидкость не успеет полностью
перейти в пар до компрессора. При этом, перегрев снижается, а вероятность возникновения
гидравлического удара возрастает. Следовательно, при заправке следует учитывать
значение давления конденсации Р к хладагента.
В системах кондиционирования используются многоскоростные вентиляторы, которые
существенно влияют на нормальную работу данных установок. Поэтому необходимо
всегда помнить и о скорости движения потока воздуха, проходящего через воздухоохладитель.
Если вентилятор перевести на пониженную скорость вращения, то расход воздуха
через воздухоохладитель снижается, процесс кипения протекает менее интенсивно
и продвигается к линии всасывания в компрессор. Перегрев паров хладагента уменьшается,
а опасность появления гидравлического удара возрастает.
Таким образом, вероятность возникновения гидравлического удара в системах
кондиционирования с капиллярными трубками определяется значениями следующих
параметров:
- температурой поступающего воздуха t BI ;
- давлением конденсации Рк ;
- величиной скорости вращения вентилятора V.
Одним из основных условий заправки систем кондиционирования с капиллярной
трубкой является и необходимость учета массы жидкого хладагента, рекомендуемой
заводом–изготовителем. Поэтому заправку после ремонта следует производить в
следующем порядке:
- слить весь хладагент в мерный цилиндр;
- произвести вакуумирование установки;
- залить с помощью мерного заправочного цилиндра или точных весов такое
количество хладагента, которое указано в инструкции по эксплуатации данного
типа установки.
Если же инструкция отсутствует и количество вмещаемого хладагента в систему
неизвестно, то необходимо, в первую очередь, убедиться в отсутствии утечек
хладагента, а при наличии устранить их. Затем осторожно начать подавать хладагент
в установку, постоянно измеряя величину перегрева ? t пер на всасывающей магистрали
компрессора. Следует помнить, что снижение величины перегрева и избыток хладагента
в контуре могут стать причинами появления гидравлического удара. В то же время,
недостаток хладагента приводит к работе установки с высоким перегревом во всасывающей
линии. В результате — неэффективное охлаждение электродвигателя и компрессора,
его перегрев и выход из строя.
Основная неисправность капиллярных трубок — это полное или частичное их закупоривание
(засорение). Обычно это возникает после перегорания обмоток электродвигателя,
засорения примесями, поступающими через фильтр–осушитель, или из–за ошибок,
допущенных в ходе ремонта холодильного контура.
Если капилляр закупорен, то в прибор охлаждения поступает недостаточное количество
хладагента, холодопроизводительность снижается, перегрев возрастает, корпус
компрессора сильно греется. Эти же признаки появляются и при недостаточном
количестве хладагента в контуре.
При недостатке хладагента в конденсаторе, переохлаждение его незначительное,
а при закупоренном капилляре нормальное, поскольку в конденсаторе хладагент
содержится в избытке.
Таблица. Пропускная способность капиллярных трубок
Существует и другой признак установления закупоривания капиллярной трубки,
основанный на выравнивании давления в контуре Р К ? Р О при остановке компрессора:
процесс самовыравнивания протекает тем медленнее, чем сильнее закупорен (засорен)
капилляр. Поэтому нельзя смешивать закупоривание капиллярной трубки с недостаточностью
количества хладагента в холодильном контуре. Засоренный капилляр можно прочистить,
например, продувкой сжатым азотом высокого давления в направлении, обратном
потоку жидкого хладагента. Можно также укоротить его на несколько сантиметров
со стороны входа в него хладагента. Если это не дает никаких результатов, то
капиллярное устройство заменяют вместе с фильтром–осушителем (если бы он был
исправен, то засорения капилляра бы не произошло).
При замене капиллярной трубки необходимо использовать капилляр, который предусмотрен
заводом–изготовителем для данного типа холодильного агрегата. При несоответствии
капилляра заданному расход жидкости через прибор охлаждения уменьшается (когда
установлена слишком длинная капиллярная трубка или трубка заданной длины, но
с меньшим внутренним диаметром). При этом перегрев на всасывании в компрессор
повышается, корпус сильно перегревается. И наоборот, если установить слишком
короткий капилляр (или той же длины, но с большим диаметром), то в воздухоохладитель
будет поступать больше жидкого хладагента, чем при его нормальной работе. В
результате перегрев на линии всасывания может понизиться до значения, при котором
возможны гидравлические удары в компрессоре (давление кипения повышается, а
температура корпуса становится ниже нормы).
Для подбора капиллярных трубок экспрессметодом существуют зависимости их
пропускной способности (л/мин) от потребляемой мощности компрессора в системах
кондиционирования, работающих на различных хладагентах.
Подробный расчет и подбор капиллярной трубки рассмотрен в книге Б.С. Бабакина
“Диагностика работы дросселирующих устройств и контроллеры холодильных систем”
(Рязань:Узоречье, 2004).
Московский государственный университет прикладной биотехнологии (МГУПБ), д.т.н.
профессор Б.С. Бабакин
Алюминиевая труба для кондиционера — альтернатива медной
Эффективность работы и срок службы кондиционера во многом зависит от качества его установки. Так, принципиально важно правильно выбрать трубы для фреоновой магистрали и аккуратно произвести монтаж соединений.
Для систем кондиционирования предназначены медные трубы. Требования к ним прописаны в стандарте ASTM B68. Он является основополагающим для всех отечественных металлургических компаний. Иностранные производители руководствуются стандартами DIN и ISO.
Кроме того, каждый производитель в документации к оборудованию дает рекомендации, какой материал необходимо использовать в процессе монтажа. При несоблюдении регламента монтажа оборудование может быть снято с гарантии.
Прокладка фреоновой магистрали – ответственный и трудоемкий процесс, от которого зависит работоспособность системы
Ценовая разница
Стоимость меди постоянно растет и зависит от валютного курса. Снижение количества, качества добываемого металла, его возрастающий дефицит способствуют постоянному росту цен на медную продукцию. Поэтому вопрос поиска альтернативы, способной заменить медь в области производства систем кондиционирования, является одним из актуальных.
Использовать алюминий в криогенном оборудовании стали совсем недавно (холодильники, автомобильные кондиционеры). Стоимость стабильна и дешевле меди почти в три раза, запасы в природе большие. Это открывает большие перспективы для промышленного производства изделий из этого металла.
Преимущества использования
- алюминиевая труба для монтажа кондиционеров хорошо гнется, без заломов, требует меньше усилий. Используются те же инструменты, что и при работе с медью.
- низкая температура плавления. Это делает спаивание элементов более быстрым (в 4 раза), значительно экономит время, газ, паяльные стержни. Нет необходимости в дополнительном оборудовании, обтачивании швов и т.д. Сварочные швы при этом гораздо прочнее самого металла. Паяльная лампа и газ те же, что и для меди.
- за счет большей мягкости на развальцовку труб тратится меньше усилий, набор инструментов тот же. Прочность труб обеспечивается их большей толщиной.
- расширение до 30%.
- теплопроводные характеристики почти в два раза ниже, чем у меди. Это способствует более низкой конденсации патрубков в системе.
- коррозийная устойчивость выше, скорость реакции окисления меньше. Это позволит поддерживать чистоту внутри труб криогенной системы более долгое время.
- широкий температурный диапазон от -80⁰ С до 120⁰ С.
- алюминиевая труба для монтажа кондиционеров легче, поэтому доставлять ее можно 50- и 100-метровыми бухтами. Это позволяет уменьшить количество отходов, сварочных швов и снизить вероятность протечек.
долгий срок службы трубы для кондиционеров из алюминия.
Какие требования предъявляются к трубам?
Первое: труба для фреоновой магистрали должна быть выполнена из меди
- Материал устойчив к коррозии, воздействию хладагентов и масел, что исключает изменение сечения трубы.
- Медь невосприимчива к тепловому излучению и воздействию УФ-лучей.
- Устойчива к изменению температуры в диапазоне −150…+150 °C.
- Металл пластичен, этого удается добиться за счет отжига в специальных печах при температуре +700 °С.
- Трубы из отожженной меди хорошо гнутся, их легко развальцовывать.
Второе: труба должна быть бесшовной
Шов представляет опасность при работе под высоким давлением, он может разойтись. В отличие от обычного водопровода, где давление не превышает 10 бар, в системах кондиционирования оно может достигать 40 бар и выше. Если труба имеет шов, многократно возрастает вероятность разгерметизации системы и утечки фреона.
Третье: толщина и диаметр трубы четко регламентированы
В стандарте ASTM B68 указано, какую толщину должна иметь труба конкретного диаметра. Производитель обязательно прописывает эти параметры для каждого вида оборудования. Толщина определяется исходя из рабочих нагрузок. Диаметр подбирается так, чтобы избежать потерь давления и обеспечить беспроблемный возврат масла.
Четвертое: теплоизоляция должна иметь заданную толщину
Чаще всего применяется теплоизоляция из вспененного полимерного каучука. Этот материал обладает низкой удельной плотностью и удобен в использовании. Изоляция легко надевается на трубу по всей длине, швы соединяются при помощи герметика или изоленты. Показатель толщины изоляции зависит от диаметра труб фреоновой магистрали.
На заметку. Каждый производитель медных труб должен иметь сертификат, подтверждающий соответствие продукции техническим и санитарно-гигиеническим требованиям. Вы можете запросить его при покупке материала.
Трубы для кондиционеров классифицируются по нескольким параметрам.
Основные виды в зависимости от:
- технологии их производства:
- холоднодеформированный трубный прокат;
- трубы для кондиционеров, сделанные методом сваривания с дальнейшим горячим отпуском;
- прессованные.
- технологической обработки:
- закаленные;
- нагартованные;
- полунагартованные;
- анодированные;
- искусственносостаренные;
- естественносостаренные.
- формы сечения:
- квадратные;
- прямоугольные;
- круглые;
- фасонные.
- толщины стенок:
- тонкостенные (до 5 мм);
- толстостенные.
Круглая алюминиевые трубы
Квадратные алюминиевые трубы
Гальваническая коррозия
Раньше совместное использование меди и алюминия не представлялось возможным. Они образуют «гальваническую пару» металлов. При их недостаточно плотном соединении возникает электрохимическая реакция. Медь окисляется и происходит коррозия алюминия. Поэтому при закреплении гайкой нельзя использовать обычный алюминиевый патрубок вместо медного. В этом случае соединение не будет монолитным, так как есть вероятность разрушения раскатанного алюминиевого патрубка, что неизбежно приведет к коррозии.
Современные технологии позволяют решить эту проблему путем производства алюминиевых патрубков с медными наконечниками. С помощью высокотехнологичного оборудования методом межмолекулярной сварки медь приваривается к алюминиевой трубке. В итоге получается качественный материал для передачи хладагента между внешним и внутренним блоками кондиционера по приемлемой цене.
Прутки медной трубы в оболочке
Что важно учесть при монтаже?
Чтобы трубопровод получился качественным, недостаточно лишь закупить хорошие трубы, их нужно грамотно смонтировать:
- отрезать части нужной длины следует только труборезом, так как при распиле образуются неровности и стружка, которая может попасть внутрь трубы;
- все сгибы следует делать с помощью трубогиба во избежание появления заломов, радиус сгиба не должен быть меньше двух диаметров трубы;
- трубу нельзя сгибать и выравнивать более трех раз – высок риск ее повреждения;
- развальцовку и пайку нужно проводить предельно аккуратно, для пайки применять серебряный и медно-фосфорный припой.
Русские алюминиевые трубы
Сегодня российские производители предлагают высококачественные алюминий-патрубки для установки криогенного оборудования. Они отливаются из металла марки AD0. Этот сплав на 99% состоит из алюминия, свариваемый, характеризуется высокой устойчивостью к коррозии, достаточной прочностью. Производители дают на него несколько лет гарантии и определяют эксплуатационный срок в 15 лет.
Отзывы говорят о том, алюминий-трубы российского производства отличаются от китайских аналогов более высоким качеством сырья, что влияет на стойкость к коррозии в процессе эксплуатации.
Как самостоятельно заправить бытовой кондиционер? Схема действий >>>
Особенности холодильных медных труб
Для изготовления трубок используется медь следующих марок: М1, М1р, М2р, М1ф,Cu-DHP, С12200.
Трубки, изготовленные из сплавов М1р и М2р, оптимальны для пайки. Добавление в их состав фосфора позволяет вывести из материала кислород (содержание кислорода в меди таких марок снижено до 0,01%) — это исключает риск образования трещин при пайке.
Медь марок М1ф и Cu-DHP содержит ещё большее количество фосфора, в ней полностью отсутствует кислород. Её применение позволяет изготовить трубки, не подверженные «водородной болезни», а также обладающие хорошими прочностными качествами и отлично поддающиеся пайке.
Медные трубки компании УГМК-ОЦМ отличаются высоким качеством, они могут быть изготовлены в соответствии со следующими российскими и международными стандартами:
- EN 12735
- ASTM B 280
- ASTM B 68 М
- ASTM B 68/251
- ТУ 48-0814-98-99
- ТУ 48-0814-104-99
- ТУ 184450-106-038-97
- ТУ 184450-106-046-97
- ТУ 184450-106-041-97
- ТУ 184450-106-050-97
- ТУ 48-0814-130-2005
- ТУ 48-0814-131-2005
- ТУ 48-0814-106-2000
- ТТ 3-0313
- ТТ 3-0212
- ТТ 3-1912
Алюминиевая труба для монтажа кондиционеров
Во время монтажа рекомендуется:
- перед началом работы очистить инструменты, чтобы медь или другие металлы не привели к коррозии;
- защищать от взаимодействия с окружающей средой места соединений;
- зачищать кромку патрубка, чтобы избежать трещин во время развальцовки;
- основательно уплотнять соединения двух металлов;
- в местах соединений использовать термоусаживаемую муфту с клеевой прокладкой;
- при установке снаружи использовать защиту термоусаживаемой муфты от внешней среды (краска, специальный короб).
Нельзя подвергать воздействию влаги, стекающей с медных или других металлических труб, а также хранить с другими металлическими изделиями, которые могут их загрязнять.
Итоги
Монтаж кондиционера — не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Установка отнимает много времени и требует от монтажника не только наличия инструментов, но и определенных знаний. Однако, еще перед монтажом важно правильно подобрать комплектующие, чтобы вся работа не пошла насмарку.
Сегодня мы поделились своим мнением о медных трубах. Об их достоинствах и недостатках, особенностях выбора и установки. Между монтажниками и домашними мастерами всегда идут споры о комплектующих. В этой статье мы рассказали, какие медные трубы попадают под наши критерии качества и как их правильно монтировать.
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях ниже. Также прочтите другие статьи на нашем сайте и поделитесь ими в своих социальных сетях. Желаем удачи!
Пайка алюминия
Заинтересованность производителей в разработке и применении алюминиевых сплавов делает их все более популярными. Благодаря быстрому образованию на поверхности алюминия оксидной пленки, поверхность металла хорошо защищена от воздействия внешней среды. При этом такая пленка не дает возможность сделать хорошее паяное соединение. Решить проблему можно с помощью флюсов.
На производстве активно используется технология пайки алюминия с применением припоев и флюсов компании Castolin, лидера в своей области.
Компанией были разработаны припои и флюсы, применяемые для спаивания меди и алюминия в двух режимах:
- высокотемпературный (твердая пайка);
- низкотемпературный (мягкая пайка).
Припои Castolin пригодны для пайки алюминия и меди, что особенно важно при монтаже систем кондиционирования с использованием алюминиевых трубок для подачи хладагента. При этом швы получаются гладкими, плотными. Эти припои подходят и для спайки алюминиевых труб, которые внутри покрыты медью.
В состав некоторых припоев входит большое количество алюминия. Это позволяет спайке приблизиться по своим характеристикам к основному металлу, увеличивает показатель ее прочности. Температура в процессе пайки достигает 440⁰ – 470⁰ С, при этом удается избежать перегрева алюминия и достичь хорошего качества.
Для очистки поверхности алюминия от оксидной пленки, загрязнений, для обеспечения хорошей смачиваемости, растекания припоя применяют химически активные вещества – флюсы. Без них хорошая качественная спайка невозможна.
Традиционно для производства трубок транспортировки хладагента в криогенном оборудовании используется медь. Только в последнее время ее стали заменять алюминием с целью снизить затраты на монтаж и установку. Использование алюминиевых трубок в кондиционерах позволяет значительно уменьшить материальную стоимость без потери качества благодаря современным технологическим решениям.
Сферы применения
Медная труба для кондиционеров отличается удобством в установке. Такие изделия можно легко согнуть. Они выдерживают пониженные температуры, соответственно, список их областей использования обширен. Медная труба применяется при монтаже:
- кондиционеров;
- оборудования медицинского назначения;
- холодильников;
- противопожарных устройств.
Купить медные трубы для кондиционеров в Москве можно в , где представлен товар как иностранного, так и местного производства.
Вследствие долговечности труб их можно применять для монтажа климатической техники промышленного и бытового назначения. Рекомендуется использовать трубы без швов, соединяющихся посредством фитингов из меди. Они практичны, с ними не случится протечки хладагента или конденсата.
К преимуществам медных труб относят коррозионную стойкость, внутри не оседает известь. Когда вода проходит по такой трубе, внутри происходит образование прочнейшего защитного слоя (примерно в несколько десятых миллиметра). Все изделия из меди отличаются этим свойством. Это обеспечивает качественное применение труб из меди в системах, где используется холодная/горячая вода или другие жидкости, а также газы и растворы. Кроме того, такой слой защиты не дает образоваться эрозии на поверхности внутри изделия.
Согласно статистике, медные детали служат до полусотни лет. Огромная прочность труб из меди при использовании была подтверждена многими исследованиями специализированных учреждений, которые занимаются изучением долговечности и качества данных изделий.
Ремонт трубок кондиционера, замена трубок на шланги
При повреждении герметичности алюминиевой трубки автомобильного кондиционера часто ремонт магистрали осуществляется с помощью замены поврежденного участка трубки на специальный фреоностойкий резиновый шланг высокого давления. Такой способ актуален по нескольким причинам:
- шланг дешевле оригинальной трубки;
- шланг не подвержен коррозии и прослужит дольше, чем трубка;
- шлангом удобно работать и придавать ему нужную геометрию;
- трубку намного проще отрезать, чем демонтировать.
особенно такой ремонт распространен при повреждении герметичности заднего контура автомобиля.
Ремонт заднего контура кондиционера
Магистрали, трубки и фитинги автомобильных кондиционеров довольно часто оказываются «слабыми звеньями» системы. Разгерметизация контура обычно обнаруживается весной, так как зима для алюминиевых магистралей становится серьёзным испытанием. Ремонт магистралей наиболее часто необходим для автомобилей с задним контуром кондиционера. Рассмотрим особенности ремонта и замены этих элементов.
Шланги и фитинги
Практика показывает, что пайка и заваривание трещин в алюминиевых магистральных трубках является далеко не лучшим способом ремонта. Гораздо более простым и надёжным решением становится замена трубок на гибкие шланги, специально предназначенные для эксплуатации в системах автомобильных кондиционеров.
Шланги используются и при монтаже автокондиционеров в старые автомобили, автобусы, сельскохозяйственную и строительную спецтехнику – т.е. туда, где климатические установки изначально не были предусмотрены. Для соединения шлангов между собой и с другими элементами системы используются разнообразные фитинги с обжимными соединениями.
Инструменты для ремонта магистралей
Работа с магистралями автокондиционера невозможна без наличия специального инструмента. Для обжима гибких шлангов необходимы ручные и стационарные кримперы. Качественный монтаж алюминиевой трубки невозможен без трубореза, труборасширителей и вальцовочного приспособления. Ни в коем случае нельзя резать трубку ножовкой, так как при этом образуется мелкая стружка, которая при попадании в систему выводит из строя компрессор.
Для каких автомобилей нужен ремонт заднего контура?
Как правило, задний контур климатической системы устанавливают в крупных семиместных автомобилях:
- Toyota Land Cruiser
- Toyota Land Cruiser Prado
- Toyota Highlander
- Mitsubishi Pajero
- Nissan Pathfinder
- Subaru Tribeca
- Ford Explorer
- Cadillac Escalade и др.
Большой объём салона не обеспечивает поддержания комфортной температуры для пассажиров задних сидений. В конструкцию климатической установки вводится задний контур специально для охлаждения воздуха в этой зоне.
Слабые места заднего контура
Повышенный износ заднего контура обусловлен конструкционными особенностями семиместных автомобилей, а также климатическими и дорожными особенностями нашей страны. Основным слабым местом становятся длинные алюминиевые трубки магистралей, протянутые к задней части кузова. Они располагаются под днищем автомобиля и абсолютно не защищены от повреждения вылетающим из-под колёс песком и мелкими камешками. Наиболее часто трубки повреждаются зимой:
- смесью снега и песка или талой воды и песка, которая действует на алюминий, как пескоструйный аппарат;
- химикатами для таяния снега, которые ускоряют коррозию;
- острыми обломками льда, попадающими под днище автомобиля и сминающими или царапающими трубки.
Поэтому весной владельцам больших автомобилей обязательно следует проводить профилактический осмотр заднего контура кондиционера, чтобы своевременно выявлять и ликвидировать поломки. Но и в остальное время не следует забывать о повышенной уязвимости хладонесущих магистралей.
Ремонт заднего контура
Восстановить работоспособность системы кондиционирования воздуха можно тремя способами.